Место России в современном мировом хозяйстве
Экономические позиции Российской Федерации намного слабее, чем у СССР, который в 1980-х гг. обладал экономическим потенциалом на уровне 60-65% от соответствующего потенциала США. После распада СССР Российкая Федерация получила от былого Советского Союза примерно 60% его промышленного и около 55% сельскохозяйственного потенциала. Осложнились и геополитические позиции, страна оказалась отодвинутой на тысячу километров на Восток от Западной Европы новыми государствами, создавших фактически разделительную полосу между Россией и Европой (Польшей, Венгрией, Чехословакией, Румынией, Югославией). Такое же положение сложилось и на юге - Россия лишилась границ с традиционными соседними государствами: Турцией, Ираном и Афганистаном. Одновременно половина морских портов на Балтийском и Черном морях отошла к новым независимым государствам, вместе со всем танкерным флотом. Железнодорожные, шоссейные дороги и трубопроводы России на западе и юге стали проходить ио территориям иностранных государств (которые вскоре их аннексировали). Эти потери конечно же сильнейшим образом повлияли как на международные отношения России, так и на ее внешнеэкономические связи. Уязвимость России с точки зрения внешнеэкономических связей была наглядно продемонстрирована в 2006-2007 гг., когда в обстановке обострения отношений между Киевом и Москвой они были переведены в плоскость "газового конфликта" и украинские власти перекрыли трубопровод, по которому газ поступал в страны Западной Европы. Важно и то, что, потеряв четверть территории (наиболее качественные земли) и половину населения (из 300 млн человек), Россия получила намного более протяженную границу, чем она была у СССР.
Несмотря на то что Россия унаследовала около 60% экономического потенциала СССР, переплетающиеся экономические, политические и социальные кризисы, вместе с совершенно неадекватной внутренней и внешней политикой тогдашнего высшего руководства (президента и правительства), не позволили сохранить его и начать восстановительный процесс после распада СССР и появления нового российского государства. В результате к концу 1990-х - началу 2000-х гг. Российская Федерация располагала чуть более 40% экономического потенциала бывшего СССР и примерно 60% экономического потенциала Российской Федерации на 1990 г. Международные позиции страны были предельно ослаблены, она почти перестала играть какую-либо серьезную роль в международных политических отношениях, причем Кремль такая ситуация вполне устраивала.
Можно сказать, что руководящие круги России девяностых (после расстрела ими Парламента - Верховного Совета в 1993 г.) добровольно согласились на статус "младшего партнера" и США, и Западной Европы. Положение как страны в целом, так и населения ухудшалось в связи с тем, что, во-первых, масштабная приватизация не только ничего не принесла казне, но и способствовала катастрофическому спаду промышленного производства. В те годы фактически и была ликвидирована вся современная база машиностроения, зато мгновенно появились крупнейшие предприниматели с миллиардными состояниями, которые при этом ничего нового не сделали (ни Биллов Гейтсов с Microsoft, ни Марков Цукербергов с Facebook в России за 20 лет трансформации так и не появилось). И это не случайно: дело в том, что мошенническая среда, созданная реформаторами-неудачниками, вынесла наверх "избранных", лишенных каких-либо признаков таланта. Во-вторых, поскольку промышленность фактически перестала работать, были сведены почти на нет внешнеторговые связи с восточноевропейскими странами в части поставок машинотехнических изделий; быстро истощалась даже торговля со странами СНГ. Все внешнеэкономические операции постепенно свелись к крупномасштабным поставкам Россией нефти, газа, металлических руд, сырого леса, металлолома и импорту всего и вся, начиная с продовольствия, машин и кончая салфетками и иголками с нитками для пришивания пуговиц на штанах. Поскольку внешняя торговля давала незначительные поступления, импорт потребительских товаров был более чем скромным. В-третьих, в той обстановке полуанархии - полураспада существенную роль играли мелкие торговцы, которые осуществляли так называемые челночные операции, курсируя между российскими и иностранными городами (в основном турецкими и китайскими), поставляя на российские городские рынки (точнее, базары) дешевый ширпотреб. Его буквально расхватывали обнищавшие и изголодавшие люди "новой России". Многие западные аналитики в тот период предсказывали крах уже самой Российской Федерации, писали, что она будет разделена на 4-8 сателлитных государственных образований. Автор также разделял это мнение.
Вот с таких исходных позиций с начала 2000 г. началось определенное возрождение страны. Следует признать, что за прошедшее десятилетие (2001-2010 гг.) экономические и политические позиции страны, несомненно, сильно укрепились, экономика заработала, увеличился объем внешней торговли (и экспорт, и импорт), значительно повысились доходы населения. Россия снова стала влиятельной силой в международных отношениях. Этому способствовали два обстоятельства: первое - приход нового руководства страной, второе - небывалое повышение цен на нефть и газ на мировых рынках, начиная с 2000 г. (даже мировой экономический кризис 2001-2002 гг. не остановил этот рост). В 1986-1991 гг. среднегодовая цена на один баррель нефти составляла 12-13 долл. (1 баррель = 134 кг = 159 л); в 1992-1994 гг. - 15 долл.; в 1995-1999 гг. - 17-18 долл. за баррель. Но особенно стремительно цены стали возрастать с 2003 г., когда начался новый цикл в мировом экономическом развитии. На протяжении целого десятилетия бюджет страны непрерывно, мощным нарастающим потоком наполняется нефтедолларовыми доходами.
Отметим и то, что одна из причин падения СССР - острейшая нехватка денежных ресурсов, которая привела к полному расстройству всего финансового механизма огромной страны (ситуация усугубилась в немалой мере непрофессиональными манипуляциями тогдашних министра финансов СССР и председателя Банка СССР Виктора Геращенко).
Бюджет России в конце 1990-х гг. находился на уровне бюджета Финляндии (порядка 20 млрд долл., уменьшившись по сравнению с бюджетом России 1991 г. в 8 раз!). Это был бюджет умирающего государства ("похоронный бюджет"). Лишь чудо спасло Россию от гибели в период так называемого августовского дефолта 1998 г. и в последующие два-три года, когда ельцинское государство фактически обанкротилось и доживало свою недолгую историю. Полностью исчерпав слабый потенциал, оно попросту агонизировало, что было видно даже неспециалистам.
Однако самое трагическое следствие политики руководящих кругов того периода - это непрерывное ухудшение материального положения населения. Парод (после августовских событий 1991 г., когда была предпринята попытка вооруженного путча, подавленного Верховным Советом Российской Федерации) дал руководству России право на замену социализма капитализмом, поверив его обещаниям повысить уровень и качество жизни. Вместо этого уровень жизни к концу 1990-х ухудшился более чем в два раза по сравнению с последним годом социализма (1990 г.). Так что серьезных предпосылок к тому, что Россия может реально разделить роковую судьбу СССР, было вполне достаточно. Запад, который принято часто критиковать, в гот период оказал достаточно серьезную помощь, чтобы удержать от этой участи российское государство. (Отмстим: это опровергает часто используемый некоторыми современными аналитиками тезис о том, что "голубая мечта" США - это "развалить Россию". Если это и произойдет когда-нибудь, то не в силу "происков заграницы", а в результате неразумной политики самой политической и деловой элиты страны, как это произошло с СССР.)
Но два указанные выше обстоятельства (приход к власти в стране нового руководства и начавшийся одновременно с этим процесс непрерывного роста цен на нефть и газ - основные продукты, которые поставляла Россия на внешний рынок) коренным образом изменили ситуацию: с начала нового тысячелетия в распоряжении правящих кругов России появились огромные финансовые ресурсы, (таких благоприятных возможностей в развитии России историки не могут припомнить за всю ее тысячелетнюю историю). Эти огромные финансовые ресурсы могли быть использованы для восстановления экономики и решения социально-культурных, научно-технологических и иных задач, стоящих перед страной. В определенной мере они для этого и были использованы, но прежде всего средства применили для усиления самого государственного механизма, придания ему устойчивости и управляемости, т.е. усиления политического режима.
Экономический рост, начавшийся уже в 2001 г., в последующие годы (вплоть до развертывания глобального кризиса) превзошел все ожидания, составив в среднегодовом измерении за период (вплоть до 2009 г.) 6,4% в среднегодо
ном измерении. Уже в 2003 г. международные исследования включили Россию в состав группы БРИК (аббревиатура крупных государств, отличающихся особенно устойчивым и высоким темпом роста, - Бразилия, Россия, Индия, Китай). Нами выше отмечалась кардинальная особенность, характерная для предыдущего десятилетия в российской истории: оно было выдающимся в плане длительных благоприятных условий, когда казна наполнялась сотнями миллиардов нефте- и газодолларов, независимо от того как работали рабочие, предприниматели, управленческий персонал, государственный аппарат и т.д. Поэтому для государства сформировались уникальные возможности в плане осуществления модернизационной) рывка в экономике, преобразования ее структуры, построения новой машиностроительной базы на инновационных технологиях, создания производственной инфраструктуры и строительства дорожной сети и т.д. И надо отметить, сделано было немало: это касается и общего укрепления самого "каркаса" государства, придания ему характера управляемой системы (предельно разбалансированной в 1990-е гг.), и социально-экономического развития. Естественно и то, что был серьезно укреплен топливно-сырьевой комплекс, поскольку в краткосрочном и среднесрочном разрезе приходится рассчитывать только на него как на источник получения крупных и гарантированных доходов:
o для целей развития;
o обеспечения нужд населения;
o выполнения функций государства.
Крупные доходы дали возможность сформировать резервы (более 500 млрд долл. - неслыханное ранее дело!), часть которых была размещена в форме ценных бумаг на американских и европейских рынках; страна "вернулась" на мировые рынки, стала осуществлять кредитные операции со странами Азии, Африки и Латинской Америки, превратившись в серьезного "игрока" на мировых денежных рынках. И самое главное - начиная с нового тысячелетия в Россию потянулся иностранный капитал, в то время как в предыдущее десятилетие он только вывозился, в том числе нелегально (в 1990-е гг. из России, по нашим расчетам, было вывезено около 900 млрд долл.). В целом за десятилетие была практическая создана деловая среда, которая позволяет действовать на российских рынках как отечественному, так и иностранному предпринимательству в промышленности, сфере услуг, банках и иных финансовых рынках. Все это позволяет говорить о завершении первого этапа переходного состояния экономики России. И хотя не удалось решить все задачи в деле восстановления сбалансированной и диверсифицированной структуры экономики, создания новой машиностроительной базы и инфраструктуры, тем не менее в прошлое десятилетие были сформирована вполне жизнеспособные отрасли с высокой международной конкурентоспособностью. Это, в первую очередь, нефтяная, газовая, электроэнергетическая, металлургическая, автомобильная отрасли, отчасти отрасли военно-промышленного производства. Сформировались крупные государственные и частные корпорации, действующие в целом ряде отраслей, в том числе ведущие активные деловые операции за границей (Об этом см. подробно в главе "Транснациональные корпорации".) Особенно впечатляющи успехи страны в добыче и поставках на внешние рынки нефти и газа. По сути, Россия в настоящее время представляет собой первоклассную энергетическую страну, имеющую мощные позиции в дайной мировой отрасли. Например, доля ее поставок на рынки Европейского союза в среднем превышает 40%; и хотя в период мирового кризиса эта доля имела тенденцию некоторого сокращения, вряд ли следует ожидать какого-либо серьезного спада в этой области.
С тем чтобы обеспечить падежные поставки газа на европейские рынки, российские власти строят два стратегических трубопровода: "Северный поток" но дну Балтийского моря и "Южный поток" по дну Черного моря; оба предполагают непосредственный выход на страны - партнеры из дальнего зарубежья, а поэтому поставки газа могут быть в высокой степени надежными в долгосрочной перспективе. Стратегические нефте- и газопроводы прокладываются и на Востоке; так, один из них - Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), который должен завершиться в 2011 г., уже вывел ветку нефтепровода в Харбин (Китай) и в декабре 2010 г. по нему закачивалась так называемая пробная или техническая нефть, т.е. производилось заполнение трубы. Все это превращает сырьевой комплекс России в одно из серьезных звеньев в новых схемах глобального разделения труда, причем определяет его далеко не ведущую роль в этих новых схемах. Однако страна в силу своих серьезно ослабленных позиций, по-видимому, не может избрать другую стратегию развития, тем более если она видится именно такой теми политическими силами, которые ее избрали.
Руководство страны в последнее время выдвинуло ряд программ по модернизации и инновационному развитию страны. Важно, однако, чтобы крупные финансовые ресурсы, которые закладываются в их основу, были надежно освоены авторитетными научно-исследовательскими организациями - институтами Академии Наук и традиционно признанными в стране и мире университетами и институтами, имеющими давние прочные позиции в российском обществе. Весь многообразный мировой опыт последних десятилетий показывает, что попытки наспех сколотить какие-то структуры для решения стратегических народнохозяйственных проблем (во главе с руководителями, обладающими сомнительной репутацией) заканчиваются крахом и гигантскими растратами (коррупционным распределением между бюрократией). Во всяком случае, в стране имеются реальные предпосылки для мощного модернизационного рывка, дело только за высокопрофессиональной и честной перед обществом государственной политикой в этой области.