Место и роль Российской Федерации в международных финансовых институтах
Ситуация в валютно-кредитной сфере в России была в существенной степени обусловлена спецификой участия страны в МФО. Членство в МВФ, ВБ, БМР и ЕБРР во многом способствовало усилению позиций России в международной финансовой системе и позволило привлечь ресурсы капитала и зарубежный опыт для реформирования реального сектора экономики.
До недавнего времени сотрудничество России с МВФ осуществлялось на основе регулярно согласуемых программ, определявших параметры оказания финансового содействия по линии МВФ и обязательства российской стороны по осуществлению определенных макроэкономических мероприятий. В июле 1992 г. Россия получила первый кредит "стэнд-бай" около 1 млрд долл. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд долл. каждый, а в апреле 1995 г. – кредит "стэнд-бай" в объеме 6,8 млрд долл. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования 10,1 млрд долл. на 10 лет с четырехлетним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было выделено 5,8 млрд долл. В июле 1999 г. после окончательного согласования параметров экономического развития МВФ принял решение выделить стабилизационный кредит в размере 4,5 млрд долл. Первый и последний транш составил 640 млн долл. В последующие годы Россия не обращалась за кредитами МВФ.
В рамках ст. 4 Устава МВФ проводятся ежегодные двусторонние консультации в целях проведения комплексного анализа экономической политики страны и подготовки соответствующего доклада. В 2000 г. в интересах расширения транспарентности взаимоотношений с Фондом Россия впервые дала согласие на открытую публикацию странового доклада МВФ за 2000 г. Необходимо отметить, что кредитное сотрудничество было прервано в конце 1999 г. под предлогом нецелевого использования средств в России. В настоящее время Россия вышла на новый этан сотрудничества с Фондом, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без кредитов МВФ.
С момента вступления во Всемирный банк Россия получила около 50 реабилитационных займов и кредитов на структурную перестройку экономики на общую сумму 10 млрд долл. Из них завершено займов на сумму 7,1 млрд долл. Бюджетозамещающие займы в портфеле проектов Банка составляют около 60%, инвестиционные – около 40%, при этом основная часть займов приходится на энергетический сектор российской экономики и инфраструктурные проекты. До 1997 г. включительно объем заимствований России у Всемирного банка имел положительную динамику. После резкого сокращения в 1998–1999 гг. оживление деятельности Всемирного банка в России произошло в 2000 г. В 2001–2003 гг. Всемирный банк одобрил выделение России нескольких займов: на развитие системы городского транспорта в Москве, реконструкцию системы городского теплоснабжения, совершенствование систем городских водоочистных сооружений, грант на прекращение производства озоноразрушающих веществ, финансирование пилотного проекта по устойчивому лесопользованию, переселение россиян с Крайнего Севера, реформу системы образования, развитие системы федерального казначейства, модернизацию налоговой службы. В ближайшее время ожидается выделение еще целого ряда инвестиционных займов Всемирного банка.
Перспективной формой сотрудничества между Россией и Банком являются гарантийные операции, которые не входят в лимит заимствований и не увеличивают объем внешнего долга России. Примерами таких гарантийных операций являются проект "Морской старт" (создание ракетно-космического комплекса морского базирования с участием России, США, Норвегии и Украины) на сумму 100 млн долл. (одобрен в 1997 г.), проект по открытию гарантийных линий для лесного и угольного секторов экономики страны на сумму 250 млн долл. Важное место во взаимодействии России с Банком занимает экологическая проблематика.
В июне 2002 г. Директорат Всемирного банка утвердил новую стратегию деятельности в России на 2003–2005 гг. Ее особенность заключается в том, что объем заимствований, предоставляемых России в этот период, не будет ограничен, а основными направлениями работы станут улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространением инфекционных заболеваний и защита окружающей среды. В свою очередь, Россия предполагает привлекать средства Всемирного банка на сумму 300–500 млн долл. ежегодно. В соответствии с решением российского правительства в июле 2000 г. Всемирный банк включен в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
Вступление Банка России в БМР свидетельствовало о признании международным финансовым сообществом заметного прогресса в интеграции России в мировую экономику и отражало объективную необходимость в развитии сотрудничества центральных банков. Банк России участвует в работе комитетов и комиссий БМР, в рамках которых осуществляются консультации по вопросам проведения денежно-кредитной и валютной политики, разрабатываются рекомендации по совершенствованию банковского надзора, развитию платежных и расчетных систем. Членство в БМР позволяет Банку России использовать его возможности при осуществлении депозитных, валютных, кредитных, агентских и других операций, сделок с золотом и ценными бумагами, обмениваться опытом с ведущими представителями центральных банков зарубежных стран по актуальным вопросам функционирования международной финансовой системы.
С начала деятельности ЕБРР в России было одобрено проектов на общую сумму 21,6 млрд евро. Банк фактически стал крупнейшим инвестором в реальный сектор российской экономики. Портфельное соотношение по вложениям ЕБРР в государственный и негосударственный секторы составляет соответственно 22 и 78%. В отраслевом разрезе доминируют финансовые учреждения, добывающая промышленность, энергетика, инфраструктура, транспорт и агропромышленный комплекс. Нынешний портфель Банка в России достиг 3,3 млрд евро. В конце 2002 г. ЕБРР подписал рекордный за всю историю Банка кредит на сумму 234 млн евро на проект защиты г. Санкт-Петербурга от наводнений. В рамках стратегии ЕБРР в России на 2003–2004 гг. основными направлениями определены инвестиции в корпоративный и финансовый секторы, транспорт и инфраструктуру, содействие малому бизнесу и модернизации банковской системы, привлечение стратегических инвесторов на российские предприятия.
ЕБРР имеет также специальные программы, ориентированные на расширение регионального аспекта его деятельности в России, важнейшими из которых являются Программа региональных фондов венчурного капитала, Российский фонд поддержки малого бизнеса, Фонд уставных капиталов малых предприятий. В настоящее время продолжается диалог с Банком по вопросу открытия Проектных бюро и представительств Службы деловых консультаций ЕБРР в регионах России. В перспективе ожидается, что с учетом дальнейших потребностей в инвестиционных ресурсах масштабы деятельности ЕБРР в России будут расширяться. При выборе новых проектов ЕБРР будет руководствоваться такими факторами, как создание благоприятных условий для привлечения частного сектора, улучшение природоохранных показателей и инвестиции на цели энергосбережения.
Поскольку в соответствии с уставом ЕИБ к финансированию с его участием может быть допущен проект страны, не являющейся членом ЕС, российское руководство неоднократно обращалось в Европейскую комиссию с предложением включить Россию в программы финансирования ЕИБ. В 1999 г. было принято принципиальное решение о возможном распространении на Россию бюджетных гарантий ЕС для обеспечения возврата кредитов ЕИБ. В последнее время руководство ЕИБ рассматривает целесообразность крупных инвестиционных проектов на территории России, прежде всего в сфере инфраструктуры и энергетики. С российской стороны высказывается заинтересованность в привлечении кредитов ЕИБ для строительства кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, модернизации морских портов в Санкт-Петербурге и Мурманске, добычи газа на шельфе Баренцева моря.
В 2001 г. ЕИБ получил мандат на участие в финансировании инфраструктурных проектов, связанных с улучшением окружающей среды в рамках экологического партнерства по "Северному измерению". В декабре 2002 г. подписано двустороннее Рамочное соглашение, регулирующее деятельность ЕИБ в России. Это позволит привлекать существенные кредитные ресурсы ЕИБ не только на экологические проекты, но и на финансирование программ поддержки малого и среднего бизнеса. Перспективным направлением развития сотрудничества России и ЕИБ может являться участие российских предприятий в тендерах по восстановлению экономики балканских стран. Кроме того, с учетом заинтересованности стран – членов ЕС в диверсификации источников энергоснабжения возможно активизировать работу по созданию взаимоприемлемого механизма совместного, с участием ЕИБ, финансирования проектов в рамках энергетического партнерства Россия – ЕС.
Общий баланс отношений с международными финансовыми организациями за прошедшие 20 лет следует признать позитивным. В 1994–1995 гг. международные организации предоставляли кредиты на финансирование дефицита госбюджета России. Специально для России и стран СНГ были разработаны кредиты системной трансформации и расширенные кредиты структурной адаптации. Общая сумма предоставленных МБРР кредитов составила 46 330 млн долл. Все кредиты, предоставленные по линии МБРР, МВФ и ЕБРР, имели определенные условия стабильного экономического развития – уровень налогообложения, объем денежной массы, уровень годовой инфляции, тарифное обложение. Контроль за соблюдением выставляемых условий осуществляют эксперты МФО. Стабилизация экономической ситуации в России позволила найти внутренние резервы для дальнейшего развития страны. Основной сферой взаимодействия России с МФО в начале третьего тысячелетия являются проблема погашения задолженности и кредиты, предоставляемые по линии Мирового банка на сферу образования, экологию.
Россия принимает активное участие и в деятельности региональных банков реконструкции и развития, которые функционируют в Азии, Африке и Латинской Америке.
Основные термины и понятия
Европейский центральный банк (ЕЦБ) – начал свою активную деятельность в 1999 г. с переходом большей части государств Европейского союза к единой валюте евро. Европейский центральный банк стоит во главе Европейской системы центральных банков, которая включает все 15 центральных банков стран ЕС.
Соглашение "стэнд-бай" (standby credit line) – гарантирование банком обязательств эмитента по погашению выпущенных им коммерческих бумаг.