Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации. Функции прокуратуры
В соответствии с Конституцией (ст. 2) высшей ценностью в Российском государстве являются человек, его права и свободы, признание и защита которых возлагаются как на само государство, так и на всего его органы, учреждения и организации.
Права и свободы определяют смысл и ОГЛАВЛЕНИЕ законов, а также их применение на территории РФ. При этом государство берет на себя обязанность контролировать выполнение таких законов. Для этого создается система гарантий, обеспечивающих точное и единообразное их исполнение.
Одной из таких гарантий является учреждение в системе государственного механизма специального органа - прокуратуры, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением и защитой прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Органы прокуратуры России имеют богатую историю, насчитывающую уже 290 лет. Первым шагом по созданию прокуратуры стал указ Петра I от 12 января 1722 г. о реформе Сената (правительства), один из пунктов которого предусматривал: "Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всей Коллегии (по-современному - министерство) по прокурору, который должен рапортовать генерал-прокурору".
Представляя через несколько дней Сенату первого генерал-прокурора Ягужинского Павла Ивановича, Петр I сказал: "Вот мое око, коим буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы и делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государевым выгодам, вы, однако же, то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления".
После революции 1917 г. прокуратура была упразднена, но через пять лет - в 1922 г. восстановлена и действует до сегодняшних дней.
Современный этап российской прокуратуры ведет отсчет от 17 января 1992 г. с принятия Верховным Советом РФ Закона "О прокуратуре Российской Федерации", который с изменениями действует до сих пор.
В настоящее время прокуратура РФ - это независимый государственный правоохранительный орган, обеспечивающий соблюдение законности в стране. Она представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции, исполнением законов, действующих на территории РФ, а также выполняющих иные функции, установленные федеральными законами. В частности, па прокуратуру возложено осуществление уголовного преследования, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другие функции.
Вопрос о месте прокуратуры в системе государственных органов РФ является дискуссионным. В Конституции положения, касающиеся прокуратуры (ст. 129), включены в гл. 7 "Судебная власть". На этом основании некоторые ученые полагают, что она относится к органам судебной власти. Однако такая позиция противоречит Конституции, в соответствии с которой судебную власть в России осуществляют только суды (ст. 118).
Не принадлежит прокуратура и к законодательной власти, поскольку она Конституцией не наделена законотворческими функциями. Законодательная деятельность в Российской Федерации - прерогатива Федерального Собрания.
Нельзя согласиться еще с одним утверждением, согласно которому прокуратуру следует отнести к исполнительной власти. Во-первых, прокуратура не входит в Правительство РФ пи в качестве самостоятельного структурного подразделения, ни в качестве структурного элемента того или иного министерства, федеральной службы. И во-вторых, если признать, что прокуратура относится к исполнительной власти, надо признать и то, что последняя осуществляет надзор за деятельностью двух других ветвей государственной власти - за органами законодательной и судебной власти. Однако согласно Конституции три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - являются самостоятельными и не могут осуществлять надзор за деятельностью друг друга (ст. 10).
Таким образом, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Она является самостоятельным, независимым государственным органом, выполняющим в механизме государства особую, свойственную только ей функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации.
Функции прокуратуры. Предназначение, ОГЛАВЛЕНИЕ и пределы деятельности прокуратуры раскрываются путем анализа характера и содержания ее деятельности, т.е. функций. Спою деятельность прокуратура реализует не через одну, а через несколько функций. Ибо прокуратура но своему положению в системе государственных правоохранительных органов относится к полифункциональным (греч. poli - много) органам.
Главной, но не единственной, функцией органов прокуратуры, безусловно, является деятельность, связанная с осуществлением надзора за исполнением законов (надзорная функция). Этот вывод вытекает из анализа положений, содержащихся в ряде статей Закона о прокуратуре. Так, в п. 1 ст. 1 Закона сформулирована главная функция прокуратуры РФ - осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих па территории РФ. Но в этой же статье (п. 2) подчеркивается, что прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Итак, деятельность прокуратуры реализуется в ее функциях. Под функциями прокуратуры следует понимать конкретные виды деятельности прокуратуры, направленные на реализацию данным органом целей и задач по укреплению законности в стране. Конкретный вид деятельности (функция) прокуратуры осуществляется с учетом: 1) целей и задач прокуратуры; 2) предмета ведения, направленного на решение этих задач; 3) полномочий и правовых средств, с помощью которых органы прокуратуры выполняют поставленные перед ними задачи.
Функции прокуратуры сформулированы в Законе о прокуратуре. В их числе:
1) осуществление прокурорского надзора (п. 1 и 2 ст. 1; разд. III "Прокурорский надзор", включающий ст. 21-34);
2) уголовное преследование за совершенные преступления (п. 2 ст. 1);
3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1, ст. 8);
4) участие в рассмотрении дел судами (п. 3 ст. 1, ст. 35-39);
5) участие в правотворческой деятельности (п. 4 ст. 1, ст. 9);
6) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (ст. 9.1.);
7) международное сотрудничество (ст. 2);
8) рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений (ст. 10, п. 1 ст. 27)'.