Место и роль межгосударственных объединений
В условиях, когда обнаружилась неспособность бывших метрополий и США урегулировать конфликты, африканские страны возлагали надежды па "голубые каски" ООН. Однако постепенно международные организации, в первую очередь ООН, демонстрировали свою неспособность эффективно решать непрекращающиеся конфликты на континенте. Одна из причин такой неспособности состояла в том, что ООН просто не обладала необходимыми ресурсами и достаточным воинским контингентом, возможно, и волей, чтобы своевременно и эффективно осуществлять миротворческие операции.
При таком положении африканские страны пытались сформировать собственные коллективные механизмы урегулирования противоречий и конфликтов. Еще в 1963 г. была создана Организация африканского единства (ОАЕ), целями которой стали: ликвидация всех форм колониализма и расизма, укрепление солидарности африканских государств, защита их суверенитета, территориальной целостности и независимости, а также содействие международному сотрудничеству. По со многими вопросами этой организации не удалось справиться.
В 1975 г. на основе Лагосского соглашения создано Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), в которое вошли 15 стран региона (Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того). Штаб-квартира ЭКОВАС расположена в Абудже (Нигерия). Целями Сообщества были заявлены: достижение экономической интеграции стран-членов, борьба с бедностью, преступностью, контрабандой, обеспечение мира и безопасности в "горячих точках" и др. Межнациональные воинские подразделения ЭКОВАС вмешивались в конфликты в Гвинее-Бисау и Сьерре-Леоне, в течение нескольких лет находились в Либерии. В конце 2012 -начале 2013 г. они участвовали в боевых операциях в Мали, начатых Францией.
В 90-х гг. прошлого века в предотвращение и решение внутренних конфликтов в Гвинее-Бисау, Демократической Республике Конго, Сьерра-Леоне, Бурунди, Руанде, Сенегале, Лесото, Сомали вмешивались отдельные страны и субрегиональные группировки. В Республику Конго были введены ангольские войска, в Демократическую Республику Конго — вооруженные подразделения Уганды, Бурунди, Анголы, Зимбабве, Намибии, Чада. Такие вмешательства сыграли положительную роль в Мозамбике, при решении территориальных споров между Чадом и Ливией, Нигерией и Камеруном, Эритреей и Йеменом, Намибией и Ботсваной.
Особенно остро проблема создания собственных механизмов и сил предупреждения и разрешения конфликтов встала перед Африканским Союзом, который пришел на замену ОАЕ. Одним из серьезных шагов в этом направлении стали формирование в 2002 г. и дальнейшее развитие институтов Африканской архитектуры мира и безопасности (АРБА). В 2003 г. в Учредительный акт Африканского Союза была внесена поправка о праве Союза па прямое вмешательство во внутренние дела государств-членов в чрезвычайных обстоятельствах. Предусматривались непризнание правительств, пришедших к власти неконституционным путем, введение против них политических и экономических санкций, вооруженное вмешательство и др.
В середине 1990-х гг. на юге континента был создан межправительственный консультационный Совет по вопросам политики, обороны и безопасности, в который вошли 12 стран региона.
В 1993 г. сформировалось Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки (сокр. КОМЕСА) 19 государств региона (Бурунди, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия, Зимбабве, Египет, Кения, Коморские Острова, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские Острова, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия). Главными целями сообщества были провозглашены формирование зоны преференциальной торговли, которая была призвана добиться поэтапного создания вначале зоны свободной торговли, а затем таможенного союза и общего рынка.
В 1994 г. на базе Таможенного и экономического союза Центральной Африки было образовано Экономическое сообщество стран Центральной Африки (Ангола, Бурунди, Камерун, Центральноафриканская Республика, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Чад). Основная цель создания Сообщества — содействие региональной интеграции путем гармонизации экономической и валютной политики.
Восточноафриканское сообщество (ВАС) — межправительственная организация, включающая в себя пять восточноафриканских стран (Бурунди, Кения, Руанда, Танзания и Уганда), была создана в 1967 г. и прекратила существование в 1977 г. Сообщество было официально возрождено в июле 2000 г. В 2008 г. после переговоров с Сообществом развития Юга Африки (САДК) и Экономическим сообществом стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) ВАС согласился расширить зону свободной торговли и включить государства — члены всех трех сообществ.
Восточноафриканское сообщество является одним из столпов Африканского экономического сообщества. В 2010 г. ВАС запустило свой собственный общий рынок товаров, труда и капитала в регионе с целью единой валюты к 2012 г. и полной политической федерации к 2015 г.
Сообщество развития Юга Африки (САДК) — торгово-экономический союз стран Юга Африки создан в 1992 г. на базе Конференции по координации развития Юга Африки (САДКК). Главной целью сообщества объявлена либерализация торговых связей стран-членов. В настоящее время в САДК осуществлено значительное снижение таможенных пошлин и достигнут существенный прогресс в устранении нетарифных ограничений во взаимных торговых связях. Сообщество существенно продвинулось на пути создания зоны свободной торговли. Сообщество объединяет 14 государств Африки (ЮАР, Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Намибия, Зимбабве, Ангола, Мозамбик, Малави, Мадагаскар, Танзания, Замбия, Маврикий, Демократическая Республика Конго). Их лидеры подписали соглашение о создании в Южной Африке зоны свободной торговли с целью повышения конкурентоспособности африканских товаров на мировом рынке.
При всех усилиях как мирового сообщества, так и самих африканских стран пока что не просматривается сколько-нибудь эффективная сила, способная обеспечить стабильность и мир на континенте, где не прекращается реальная угроза кровавых расправ с политическими конкурентами, а этнические чистки принимают гипертрофированные размеры.
Главным препятствием на пути реализации определенных выше целей стали экономические и политические факторы, общие для многих развивающихся стран, такие как низкий уровень экономического развития стран-партнеров, монокультурная товарная структура экспорта; неустойчивость национальных экономик; дефицит платежных балансов; отсутствие политической общности, слабость национальных государственных структур, параллельное участие стран одновременно в разных объединениях, принятие решений, не подкрепленных практическими шагами и др. Немаловажное значение имеют также отсутствие эффективной системы платежей, нехватка финансовых ресурсов, неопределенность регионально-правового статуса организации, нестабильность политической обстановки, гражданские войны и др.