Место и роль философии в жизни человека, общества, деятельности юриста
Очень многое в реальной жизни и отдельного человека, и общества в целом пронизано философскими обобщениями. Конкретно же роль и место философии в жизни людей и общества можно определить посредством исследования связи философии и процесса формирования социально зрелой личности, философии и частных наук, философии и процесса разрешения глобальных проблем современности.
Очень интересно и емко такую взаимосвязь в свое время выразил И. В. Гете: "От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но... он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся" [1].
Другими словами, место философии в жизни человека и общества обусловливается тем, что она может и способна осуществлять вторичный уровень обобщений. Если первичный уровень обобщений приводит к формулированию законов конкретных наук применительно к своим предметам исследования, то задача второго уровня — выявление и формулирование наиболее общих закономерностей, выявление тенденций и обнаружение наиболее общих проблем и противоречий, которые предназначены решать конкретные науки. Последние для этого имеют собственный инструментарий, апробированную факторологическую базу исследования, развитый понятийно-категориальный аппарат и способы проверки научных знаний, в каких бы формах они ни были сформулированы.
При этом философия не только использует результаты частных паук, но и сама оказывает влияние на их развитие, причем как положительное, так и отрицательное. Ее влияние реально проявляется через философское мировоззрение исследователей, методологию организации и проведения исследований, посредством ценностных ориентаций как исследователя, так и конкретного сообщества, которые так или иначе воздействуют на процесс познания исследователя, его отношение к миру и результатам познания, а также к необходимости развития той или иной конкретной области знания.
Другими словами, в рамках взаимосвязи философии и частных наук место и роль первой состоит в том, что все науки пронизаны философией и одновременно имеют философское основание, представляющее собой совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные гносеологические и методологические принципы не только научного познания, но и развития самих наук, их содержания и, соответственно, форм. Философское основание науки составляют тс философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы, так и бытийные постулаты науки. Данное основание выполняет две функции. Во-первых, в "движении" от конкретной пауки к обществу оно является важнейшим средством адаптации научных знаний от достаточно "ограниченного" круга специалистов к более широкой социальной среде, более широкому кругу "пользователей" и "опровергателей". Во-вторых, применительно к самой науке философское основание определяет и обосновывает в общих контурах эвристические программы научного познания; оно ориентирует исследователей на открытие новых законов природы, общества и человеческого мышления, выявления новых структур предметов исследования.
Кроме этого, философия исследует структуру, способы обоснования и развития научного знания, средства и методы научного познания. В реализации данных задач философия опирается как на различные философские концепции познания, так и на результаты, достижения естественных, гуманитарных и технических наук, на основе которых она осуществляет свои логико-методологические обобщения.
Раскрывая роль философии в жизни человека, можно утверждать, что она выполняет определенные функции (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Функции философии
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что последняя раскрывает для человека его место и роль в мире, предоставляет ему средства и способы познания этого мира, а также его преобразования и разрешения противоречий относительно самостоятельного бытия и человека, и общества.
Очевидно, что мировоззренческая функция включает в себя выполнение философией ряда гносеологических и аксиологических процедур, ведь для того чтобы формулировать цели, необходимы не только знания о создании и функционировании действительности, но обязательна и ценностная их оценка, а также создание определенной иерархии потребностей и интересов как для отдельного человека, так и общества в целом.
В рамках мировоззренческой функции философии происходит выявление и формирование критериев оценки знаний, их ценностной значимости и включение их в ОГЛАВЛЕНИЕ всех видов нормативных актов, регламентирующих жизнь человека в обществе. Реально это закрепляется в основных принципах познания реального мира и преобразования его в интересах развития человека и человечества.
Принцип (от лат. principium — начало, основа) — в философии то же, что и основание, т.е. то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний [2].
Важнейшими являются принципы материального единства мира, всеобщей взаимосвязи предметов и процессов, развития, антропоцентризма.
Принцип единства мира в своей материальности сформировался в философии как результат противоборства двух главных "линий" монизма: материализма и идеализма, а также дуализма и плюрализма.
Две главные линии монизма — это линия Демокрита, утверждавшего, что универсальная общность видится в материальности, и линия Платона, отстаивавшего мысль о том, что единство мира основывается на общей идеальной основе. Первая называется материалистическим монизмом, который на высшем этапе своего развития приобретает качество диалектического монизма; вторая — идеалистическим монизмом.
Сегодня абсолютное большинство философских школ придерживаются принципа материального единства мира, которое мыслится не как качественное подобие, а как единая субстанциональная основа, способная принимать самые разнообразные формы; при этом среди последних наиболее противопоставленными являются материальные и идеальные.
Базируясь на диалектическом монизме, мыслители сумели обосновать возникновение общества как одну из форм материи, а также сознания и мышления как уровня развития материи и общества. Таким образом, стало ясно, что проблема единства мира есть философское постижение сущего.
Принцип всеобщей взаимосвязи предметов и процессов является адекватным отражением организованности мира и образующих его структурных компонентов, одним из фундаментальных мировоззренческих и методологических регулятивов. На данном принципе строится все категориальное здание философии. В нем отражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем.
На самом деле все бытийствует как бы в двух ипостасях. В рамках одной — все существует само по себе. В рамках другой — все существует в отношении к другим или для других.
Существующие в мире отношения весьма многообразны. Это могут быть отношения равенства и неравенства, субординации и координации, части и целого и т.д. Однако среди всех видов наиболее универсальный характер имеет отношение зависимости, ибо все в мире зависит друг от друга. Конечно, это следует понимать не в прямом смысле, хотя в истории существовало мнение, что мы не можем двинуть даже пальцем, не побеспокоив всего мироздания. Реально взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер, ведь даже свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Например, раскрыть, познать социальную сущность человека можно в его деятельности, взаимодействии с другими людьми. Более того, взаимодействие несовпадающих тенденций в самом объекте, выступающее как противоречие, является самым главным источником и причиной его самодвижения и развития.
В мире нет ничего окончательно завершенного, ибо все находится в движении и развитии. Движение материи, т.е. всякие изменения, происходящие в ней, есть способ существования материи. Однако движение материальных и духовных объектов непременно сопровождается законообразным изменением, имеющим определенное направление и необратимым в плане накопления количественных изменений, приводящих к возникновению нового качества. Это и является развитием.
Развитие - это необратимые, законообразные, определенно направленные изменения материальных и идеальных объектов, которые приводят к возникновению нового качества.
Принцип развития позволяет всем, кто им руководствуется, уяснить, что "старое" уходит, а "новое" приходит через и посредством борьбы со "старым", а не путем беспрепятственного развертывания своих возможностей.
Развитие приводит к появлению "нового" качества, но это не значит, что оно сложнее или совершеннее "старого". Если "новое" качество совершеннее "старого", то такое развитие будет прогрессом. Если же "новое" качество уступает "старому", то такое развитие станет регрессом. Например, если в процессе развития общества совокупность нормативных актов, регулирующих общественные отношения, будет заменяться регулятивами, относящимися к золотому правилу нравственности, то такое развитие общества будет прогрессивным. Если же регуляция общественных отношений обусловливается заменой нормативных актов на другие, более жесткие, то такое развитие общества следует назвать регрессивным.
Важно также отметить, что развитие осуществляется во времени, и только последнее выявляет его направленность и необратимость. Правда, в жизни общества мы можем столкнуться со следующим феноменом: в пределах жизни одного и даже нескольких поколений развитие может иметь регрессивный характер. Однако в целом общей превалирующей тенденцией является прогрессивное развитие. Дело в том, что распад и цикличность свойственны в основном единичным объектам и процессам материального мира. С позиций же мира бесспорным является процесс позитивного развития, что объясняет появление новых форм движения материи.
Смысл принципа антропоцентризма заключается в том, что в центре внимания философии находится человек в его соотношении с природным и социальным миром. Более того, философия обращает свой взор не па конкретного человека-субъекта с его особенными качествами, а рассматривает субъекта как общее, как универсальную категорию, противопоставленную столь же универсальной категории — объекту.
Философия также осуществляет освобождение человеческого мышления от тех разнообразных ловушек, которые ему присущи, а это включает решение вопросов языка, речи, понимания, интерпретации, объяснения и т.д. Таким образом, философия в данном случае выполняет роль методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и частнонаучного познания и знания.
Следует подчеркнуть, что определить и представить суть и ОГЛАВЛЕНИЕ методологии вообще и философской методологии, в частности, непросто. Обусловлено это многими причинами. Так, до сих пор само понимание методологии остается предметом теоретических споров ученых как в области философии, так и в сфере естественных, технических, гуманитарных и социальных наук.
Если обобщить и оценить существующие ныне трактовки понятия "методология", можно отметить следующее.
1. Ряд ученых утверждают, что в познавательной и практической деятельности проявляется только философское методологическое знание,
которое есть не результат развития конкретных наук, а философская рефлексия.
2. Есть достаточно обоснованные утверждения, согласно которым существуют два уровня методологии: общенаучная и философская. В ОГЛАВЛЕНИЕ общенаучной методологии входят методы и принципы конкретных научных теорий, выполняющих функции, соответствующие тем, которые обязана выполнять методология. Философский уровень методологии — это философия в целом, ее методы, принципы. Правда, вопрос о конкретных формах генетической и структурной связи между философским и другими уровнями методологии остается открытым до сих пор, хотя не опровергнуто и не обосновано суждение, что такая связь отражена в контексте отношений категорий "общее, особенное, единичное".
3. Неоднозначно, расплывчато трактуются сегодня учеными предмет методологии, ее задачи. Одни отдают ей предпочтение в выборе перспектив и возможностей развития знаний, стратегии и оптимальных путей развития познания, в исследовании методов и форм познания. Другие полагают, что в состав методологии входит следующий перечень задач: выявление средств эмпирического познания; исследование содержания отдельных понятий частных наук и возникающих при этом познавательных ситуаций; изучение основных типов и механизмов познавательной деятельности; объяснение и предвидение; раскрытие общих приемов научного исследования; выявление природы, структуры и функций научной теории, закономерностей ее формирования и развития. Третьи под задачами методологии понимают совсем не рефлексию по отношению к науке, своего рода теоретическое самопознание науки. Их позиция заключается в утверждении: "Методы становятся общими характеристиками конкретно-исторического субъекта научного познания в его взаимодействии с объективной реальностью".
4. Не вносит ясности в вопрос о сути методологии и попытка ряда ученых как-то конкретизировать виды и тины методологий по такому критерию, как ОГЛАВЛЕНИЕ и направленность социальной деятельности. Конечно (и это надо признать), такой подход реально показывает прикладную значимость методологии, ее связь с жизнью и обусловленность ею, но не более того. Очевидно, что методология в силу своей природы не может не быть связанной с практикой. Способ и характер познавательных и практических действий не могут быть произвольными. Следовательно, вполне оправданно выделять методологию практики и методологию духовной деятельности.
Рассмотренные выше взгляды ученых и практиков на методологию, а также реальный опыт ее использования в познании и практической деятельности позволяют сформулировать ее определение. При этом, с одной стороны, нужно обязательно учитывать, что любое определение обусловлено уровнем развития науки и практики. С другой стороны, нельзя становиться на релятивистскую позицию в отношении трактовки методологии и конкретно методологии как функции философии. Дело в том, что относительность определений не исключает, а предполагает однозначную определенность характеристик используемых понятий и категорий. Наша
цель — стремиться к понятийно-категориальной дисциплине мышления, ведь все науки, в том числе и философия, разрабатывают методы, принципы, правила, приемы и формы познания и преобразования действительности для того, чтобы обеспечить субъектов познания и практики истинными ориентирами, обозначить им правильный путь к цели (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Структура методологии
Методология это наука о законах и закономерностях формулирования, развития и использования в познании и практике регулятивов, которые предписывают, обусловливают, направляют движение различных субъектов познания и практически-преобразовательной деятельности к цели в соответствии с поставленными задачами и сформированными социальными установками.
Методологические регулятивы — это выработанные человечеством методы, принципы, правила, приемы и формы познавательной и практически-преобразовательной деятельности, которые посредством предписывающих и запретительных требований обусловливают общий алгоритм, направление действий субъекта и операций по достижению намеченного результата.
Методология включает в себя:
— знания, которые обеспечивают субъекту-исследователю формирование научной картины мира в ее целостности, формулируют своеобразный алгоритм познания объективной реальности;
— знания, составляющие своеобразную модель практически-преобразовательной деятельности субъекту-творцу;
— знания, выступающие в качестве некоторых ограничений и допущений для субъекта в познавательной и практически-преобразовательной деятельности.
Таким образом, если ориентироваться па использование философии как методологии в деятельности юриста, обязательно нужно учитывать характеристику объекта данной деятельности, его определенную содержательную интерпретацию. Это имеет существенное значение, так как определяет собственную направленность методологии, ее идею и главный метод, роль которого в методологии особенно важна. Дело в том, что ОГЛАВЛЕНИЕ и взаимосвязь регулятивов в любой методологии определяет главный метод, который является стержнем всей се структуры, обусловливает принципы, правила, приемы, способы и формы познавательной и преобразовательной деятельности субъекта.
Методология деятельности юриста - это обусловленная предметом и главным методом философии совокупность методологических регулятивов, которые позволяют специалисту с наибольшим эффектом и с наименьшими потерями уяснить суть и ОГЛАВЛЕНИЕ объекта деятельности, осуществить его оценку и классификацию, сформулировать предложения и рекомендации прикладного характера в интересах достижения поставленных целей.
Что касается главного метода философской методологии, то, как было обосновано, им является диалектический метод, который впервые в материалистической трактовке применил К. Маркс при исследовании политической экономии капитализма. Дальнейшей разработкой данного метода занимались ученые многих стран.
В деятельности юриста диалектический метод проявляет себя в двух следующих группах регулятивов: 1) принципы организации процесса деятельности юриста; 2) принципы познавательно-преобразовательной деятельности самого юриста. Данные принципы, обусловливающие деятельность юриста, носят в большей степени нормативно-предписывающий характер. Руководствуясь ими, можно определить общие тенденции изменений и общие связи между элементами в предметной области изучаемого объекта, который представляет интерес для юриста.
Следует отметить, что методологическая функция философии заключается в разработке и совершенствовании методологий конкретных наук и общественной практики, в систематизации и улучшении методов, принципов и правил научных исследований, организации практической исследовательской деятельности ученых и практических специалистов, ориентированных на познание и преобразование мира.
Можно сказать, что методологическая функция философии состоит в том, что философия, освоенная студентом, позволяет выявлять ориентиры в его практически-преобразовательной деятельности.
Что касается воспитательной функции философии, то она проявляется не только в формировании и развитии у обучаемых определенных знаний, умений и навыков, но и в их социализации. Студенты, изучающие философию, приобретают такие черты и свойства, которые позволяют им перейти в разряд личностей, четко понимающих и осознающих свои права и обязанности, различающих свободу и вседозволенность, соотносящих свои потребности и интересы с возможностями социальных общностей и общества, в котором они родились, живут и проявляют целеполагающую активность.
Воспитательная функция философии реализуется через развитие интеллекта у изучающего ее человека посредством формирования философского стиля мышления и практического действия, через развитие у него философской культуры.
В воспитательной функции философии проявляется весь ее мировоззренческий и методологический потенциал, который при изучении философии студентом формирует у него определенные черты. Например, стиль мышления студента, изучающего философию, будет обусловливаться осмыслением единства и противоречий реального мира, выявлением причин и источников развития всего сущего, определением направленности и тенденций развития мира, а также выяснением места и роли человека в этом мире. Эти возможности предоставляет ему данная наука.
Оценивая в общем значение философии для юристов, следует напомнить о том, что любой человек, владеющий способностью выделять главное в своей жизни, будет с большей уверенностью в себя преодолевать трудности частного характера. Эту сторону жизни человека очень удачно выразил К. Маркс, который писал, что "и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имеется в представлении человека, т.е. идеально" [3].
Философское мировоззрение и методологическая культура мышления позволяют юристу раскрывать противоречия с большей эффективностью и достигать поставленных целей с наименьшими затратами. Особенно это необходимо при получении выводного знания, истинность которого не обеспечивается общественной практикой. В такие ситуации практически всегда попадают юристы, и им очень часто приходится искать истину через целеполагание без четких граничных условий.
Философия обеспечивает самостоятельность в ходе рассуждения, развивает и дисциплинирует умственные способности, совершенствует творческие начала человеческого разума. Знание философии помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при написании официальных документов. Твердые философские знания позволяют юристам убедительно излагать свои мысли, являются важным средством завоевания ими авторитета и уважения среди сослуживцев, руководства, специалистов различного профиля. Если акцентировать внимание на судьях, то от уровня их философской культуры во многом зависит качество принимаемых решений, действенность и эффективность судебной системы страны.