Место и роль Африки в мировой экономике и международных экономических отношениях в начале XXI в
В последние годы ведущие мировые державы и центры экономической силы синхронно пришли к осознанию высокой значимости ресурсного, человеческого и нарастающего экономического потенциала Африки в формирующейся новой модели глобального развития и мировой экономики. Следствием этого понимания стало усиление экономической экспансии в этот богатый ресурсами регион всех без исключения государств, претендующих на роль весомого игрока на мировой арене и значимой силы в будущей мировой экономике. Их задача – гарантировать свои позиции в регионе путем инвестирования в имеющиеся и складывающиеся экономические цепочки. Это даст возможность не ограничиваться лишь торговыми связями с африканскими странами, а закрепиться в Африке на перспективу, гарантировав себе приток существенного объема ее ресурсов для собственного развития в новых экономических условиях ресурсного дефицита, становящегося все более очевидным в XXI в. Но стратегический интерес не ограничивается одними ресурсами. В начале нового тысячелетия Африка – едва ли не главный приз глобального геополитического соперничества: сродни тому, чем на протяжении веков была Индия для Британской империи. Это объясняется особой ролью, которую суждено сыграть Африканскому континенту в мировой экономике и политике в нынешнем столетии.
В начале XXI в. мир стал свидетелем острой геоэкономической и геополитической схватки за Африку. По остроте она напоминает конец XIX в. Похожи и объективные причины прошлого колониального раздела континента – растущие потребности экономик развитых стран того времени и изменение технологического уклада, требовавшего все больше сырья и гарантированных рынков сбыта. В настоящее время объектом конкуренции и обостряющегося соперничества являются в первую очередь ресурсные богатства континента, быстрорастущие рынки потребления товаров и услуг в африканских странах, интеллектуальный потенциал и симпатии ее самого быстрорастущего в мире населения. И снова – рынки сбыта, ведь Африка к середине XXI в. станет самым быстро растущим рынком, предъявляющим потребительский спрос на товары развитых стран.
Однако в условиях глобализации не менее значимыми являются политические и идеологические факторы. Схватка за Африку – это еще и схватка за умы. Это схватка между евро-американоцентричной и американозависимой системой, для которой Запад использует тэг "демократия", и по-настоящему демократичной многополюсной, полицентричной мировой системой равноправного партнерства суверенных государств.
В этом контексте важны и политические выгоды, которые параллельно дает результативное экономическое сотрудничество с государствами Африки. Последние составляют почти четверть всех голосующих членов ООН и многих других международных организаций. Их поддержка – важный стратегический резерв на мировой дипломатической арене, способный обеспечить создание солидарной силы в процессе перестройки существующих институтов, механизмов и структур глобального управления, изменения баланса сил в мире.
Таким образом, политическая значимость Африканского континента в глобализированном полицентричном мире весьма велика. Но если возросшее политическое влияние континента по большей мере константа, то экономическая значимость Африки устойчиво нарастет. Прогнозы Всемирного банка и МВФ утверждают, что в нынешнем веке Африка будет самым динамично развивающимся регионом мира, от которого во многом будет зависеть характер и темпы роста в развитых государствах, их обеспеченность сырьем, энергетическими ресурсами и человеческим капиталом. Для ЕС проникновение на африканские рынки и интеграция хозяйственных потенциалов Старого Света и Африки – едва ли не обязательное условие сохранения своего геополитического веса и уровня благосостояния в XXI в. Кроме того, это единственный путь обеспечить баланс потенциалов двух сторон в случае успеха планируемого создания зоны свободной торговли, а в перспективе – и начала других экономических интеграционных проектов объединенной Европы с США. Для последних, а также для Китая, России, других стран БРИКС важны как ресурсная, так и геополитическая составляющие в иерархии национальных интересов, делающие сотрудничество с Африкой настоятельно необходимым.
До недавнего времени Африка воспринималась многими только как отсталый и подчиненный периферийный регион мира. И действительно, по основным макроэкономическим показателям и индикаторам человеческого развития большинство стран континента были и остаются на невысоких местах в мировых рейтингах (доля континента в мировом ВВП не превышает 2%, в торговле – 3%, а в инвестициях – 5%). Внутренние и межгосударственные (часто вооруженные) конфликты, обострение проблем бедности, голода, распространения инфекционных заболеваний на континенте заставили мировое сообщество внести африканскую тематику в число глобальных проблем человечества. На протяжении последних двенадцати лет "африканский вопрос" является отдельным обязательным пунктом повестки дня всех саммитов "Большой восьмерки". Несмотря на то, что наша страна не несет прямой ответственности за наследие колониальной эксплуатации Африки, РФ как член этого объединения и как мировая держава напрямую задействована в решении африканских проблем. При этом члены "Группы восьми" соглашаются в том, что значение Африки в мировой экономике XXI века будет возрастать. На международном саммите в Довиле (Франция, май 2011 г.) Африка впервые была названа "новым полюсом мирового развития".
Уже сейчас Африка – самый экономически быстрорастущий континент в мире. А субрегион Африки южнее Сахары (АЮС) в последние 12 лет уступал по ежегодным темпам прироста ВВП только субрегиону Восточной Азии. По прогнозам МВФ, в течение ближайшего десятилетия средние темпы роста экономики АЮС будут превышать 6%. В период с 2001 по 2012 гг. экономика 9 стран региона АЮС росла темпами 7% в год и выше. В том числе среднегодовые темпы прироста ВВП Экваториальной Гвинеи в этот период превысили 20%, Анголы – 12%, Сьерра-Леоне – 10%, Нигерии – 9%, Эфиопии – 8%. По прогнозам, эта тенденция сохранится длительное время[1].
Африка развернулась в сторону активного привлечения иностранных инвесторов, которым создаются все более благоприятные условия. По некоторым расчетам, в ближайшее десятилетие политика активного привлечения иностранных инвестиций может в среднем прибавить еще порядка 2% к ВВП континента. Страны Запада, раньше всех закрепившиеся в регионе, изменили ОГЛАВЛЕНИЕ и риторику относительно сущности экономического сотрудничества с ним. Произошло смещение акцента от "помощи развитию" к "партнерству" (partnership), то есть совместному использованию ресурсов и возможностей континента с четко выраженной выгодой для обеих сторон. С западными центрами экономической силы на равных соперничают новые игроки, часто опережая и обыгрывая их.
Крушение однополярного мира, "восхождение" новых экономических гигантов – Китая, Индии, Бразилии и других, резко обострило борьбу за сырьевые ресурсы Африканского континента, становящегося одним из главных неистощенных диверсифицированных резервуаров сырья мирового значения. По целому ряду его видов (особенно тех, которые сегодня материально обеспечивают наиболее перспективные направления научно-технического прогресса) страны Африки фактически являются монополистами мирового уровня. Среди других регионов мира Африка занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, кобальта, ванадия, алмазов, фосфоритов, флюорита, второе – но запасам руд меди, асбеста, урана, сурьмы, бериллия, графита, третье – по запасам нефти, газа, ртути, железной руды; значительны также запасы титана, никеля, висмута, лития, тантала, ниобия, олова, вольфрама, драгоценных камней и др.
Ведущие экономики мира, как "старые", так и "новые", будут всеми средствами бороться за права доступа к африканскому топливному и минеральному сырью ("арабская весна", Южный Судан, Дарфур, Мали). Суммарно позиции бывших колониальных метрополий и США все еще являются однозначно доминирующими на континенте. Брюссель и Вашингтон изыскивают новые формы "вовлечения и удержания" (engagement) стран Африки в сложившейся в прошлом системе экономических и политических связей. Интерес здесь самоочевиден. Ведь даже каждый вложенный евро помощи Африке (подчеркнем, "помощи", а не коммерческих инвестиций) возвращается донорам примерно с эффективностью 1,87 евро отдачи.
Однако новые игроки (Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея, Турция, Саудовская Аравия и др.) теснят "стариков". Уже сегодня Китай вышел на позиции главного торгового партнера Африки. Растут и инвестиции. С 2000 г. КНР участвовала в реализации более 1700 проектов на континенте, выделив на эти цели, но ориентировочным оценкам, более 75 млрд долл, (официальные китайские данные на этот счет отсутствуют, но существуют альтернативные западные "независимые" подсчеты, оценивающие китайские инвестиции в 90 и 125 млрд долл.). В Африке сейчас проживают более 1 млн китайцев. Складывается довольно ритмично работающий афрокитайский экономический механизм, который очень беспокоит Запад. Дело не только в том, что последний теряет свои позиции в качестве главного импортера африканских ресурсов и главного поставщика готовой продукции в африканские страны. У Китая сформировалась достаточно устойчивая и, что чрезвычайно важно, не истощенная (в отличие от Запада) ресурсная база для дальнейшего развития и укрепления позиций в мире. С другой стороны, у государств Африканского континента появилась реальная и весьма привлекательная альтернатива Западу в лице КНР и других стран БРИКС.
Ресурсные возможности Африки, подкрепленные устойчивым экономическим ростом в последнее десятилетие (темпы прироста ВВП в большинстве африканских стран не ушли в отрицательную зону даже в условиях нынешнего глобального кризиса), позволили континенту более активно влиять на мировую конъюнктуру и добиваться лучших условий участия в международном разделении труда. Поскольку острота сырьевой проблемы в обозримом будущем будет только нарастать, то и позиции Африки в мировой экономике имеют все шансы к укреплению.