Место психологии в системе наук и отрасли психологии
Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центре своего "треугольника" наук, одну сторону которого занимают науки общественно-гуманитарного цикла, другую сторону — науки естественного цикла, третью — технические науки, а в вершине треугольника — философия. Согласно этой классификации наук Б. М. Кедрова, психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Классификация наук (по Б. М. Кедрову)
Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. Психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография относятся к социальным наукам. Примыкает к ним группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика, которые относят к гуманитарным наукам. Наиболее глубокие связи между психологией и педагогикой. Одновременно психология тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. Здесь возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.
Психология является наукой, в которой соотносятся гуманитарное и естественнонаучное знания, что определяет ее как фундаментальную в системе наук.
Психология интегрирует все эти данные наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения в одну концепцию естественных и общественных наук в изучении человека.
В последнее время усиливаются связи психологии с техническими науками, возникают смежные дисциплины: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология и т.п.
Существует тесная связь психологии с литературой, поэзией, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущность и особенности человеческой души и личности.
Можно согласиться с М. Горьким, когда он определяет литературу как человековедение. Ведь действительно выдающиеся писатели и поэты необычайно правдиво и глубоко раскрывают внутренний мир человека, мир его мыслей и переживаний, желаний и противоречий, психологические закономерности возникновения любви (например, Стендаль "Красное и черное") и ненависти, альтруизма и агрессии и т.п. Науке не дано так детально, глубинно, так достоверно выявлять индивидуальное психологическое, личностное своеобразие человека и в то же время типичные, закономерные психические проявления. Психологическая наука отходит от индивидуального, стремится выявить обобщенное, усредненное, абстрактное знание о человеке, о его психике, познать закономерности и механизмы психики.
Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах со многими науками о природе, обществе и человеке. Запросы практической деятельности людей и общества влияют на формирование и развитие новых психологических дисциплин, например, инженерной психологии, космической психологии, педагогической психологии и т.п. С другой стороны, в психологию внедряются новые методы исследования и познания. Например, возникновение экспериментальной психологии, психофизики обусловлено использованием в психологии физических методов, а применение методов физиологии сформировало психофизиологию, внедрение математических методов породило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики. В основе такого разветвления психологических наук лежат гносеологические причины.
Различные авторы насчитывают не менее 100 отраслей психологии. В табл. 1 представлены наиболее распространенные отрасли современной психологии.
Таблица 1
Авиационная психология |
Нейрофизиология |
Психология отношений |
Сурдопсихология |
Военная психология |
Общая психология |
Психология пропаганды |
Тифлопсихология |
Возрастная психология |
Организационная психология |
Психология развития |
Физиологическая психология |
Возрастная психофизиология |
Палеопсихология |
Психология рекламы |
Характерология |
Тендерная психология |
Патопсихология |
Психология спорта |
Экзистенциальная психология |
Генетика поведения |
Педагогическая психология |
Психология творчества |
Экономическая психология |
Генная психология |
Педология |
Психология толпы |
Экспериментальная нейропсихология |
Геронтопсихология |
Политическая психология |
Психология труда |
Экспериментальная психология |
Детская нейропсихология |
Практическая психология |
Психология туризма |
Этническая психология |
Детская психология |
Перинатальная психология |
Психология управления |
Эргономика |
Дифференциальная нейропсихология |
Психпатрия |
Психометрика |
Этология |
Дифференциальная психология |
Психотерапия |
Психосемантика |
Юридическая психология |
Зоопсихология |
Психоанализ |
Психосоматика и психология телесности |
Парапсихология |
Инженерная психология |
Психогенетика |
Психотехника |
Психология юношеского возраста |
Исправительная психология |
Психодиагностика |
Психокоррекция |
Психология высшей школы |
Историческая психология |
Психолингвистика |
Психофармакология |
Акмеопсихология |
История психологии |
Психологическая акустика |
Психофизика |
Манипуляционная психология |
Клиническая психология |
Психология аномального развития |
Психофизиология |
Психология потребления |
Когнитивная нейропсихология |
Психология здоровья |
Реабилитационная нейропсихология |
Психология безопасности |
Космическая психология |
Психология Интернета |
Сексология |
Психология виктимности |
Криминальная психология |
Психология искусства |
Сексопатология |
Психология общения |
Медицинская психология |
Психология коллектива |
Социальная психология |
Психология СМИ |
Нейрогеронтопсихология |
Психология личности |
Специальная психология |
Психология аддиктивного (зависимого) поведения |
Нейролингвистика |
Психология науки |
Сравнительная психология |
Эзотерическая психология |
Нейропсихология |
Психология обучения |
Судебная психология |
Психология любви |
Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает в себя теоретические концепции и экспериментальные исследования.
Общая психология выполняет следующие функции:
— теоретическую функцию обобщения: обобщает научные достижения различных психологических отраслей, приводит их в единую систему, осуществляет опережающие разработки, которые помогут психологическим отраслям взглянуть на свои исследовательские проблемы по-новому;
— методологическую функцию: формулирует методологические принципы психологических исследований, методы исследований.
Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.
Психика человека изучается следующими отраслями психологии.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.
Дифференциальная психология исследует индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процессы формирования.
Возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология). Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.
Педагогическая психология — закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Генетическая, дифференциальная, возрастная и педагогическая психология служат базой для понимания особенностей психического развитая ребенка, формирования его личности.
Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Инженерная психология исследует закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология, которая исследует отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Психофизиология (изучающая психические функции мозга) и бионика (изучающая нервно-психическую деятельность мозга как саморегулирующейся системы) прежде всего рассматривают человека как биологического индивида, существование которого зависит от функционирования мозга.
Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология — поведение человека в условиях боевых действий.
Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.
Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.
Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их воздействия на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека.
Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения таких необычных, "паранормальных" способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования -факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т.д.).
Кроме психологической науки существует и психологическая практика. Ряд ученых считает, что психологическая практика это не научная сфера, а просто область применения психологических знаний. (П. Я. Гальперин считал, что практическая работа имеет "к психологии, по сути дела, лишь отдаленное отношение".) Другая группа ученых утверждает, что о психологической науке нельзя говорить, отделяя се от психологической практики. Например, психоанализ З. Фрейда сочетает в себе научное исследование психики и психологическую практику. Кроме психоанализа примерами синтеза науки и практики являются гештальтпсихология, трансакционный анализ, трансперсональная психология.
Практическая психология обслуживает потребности клиента, например, коммерческой организации, министерства, средней школы или конкретного человека. Основной инструмент практикующих психологов — тренинги, в частности: психодрама, телесно-ориентированный тренинг, НЛП тренинг, гештальт-тренинги, тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, аутотренинги и тренинги по развитию способностей, тренинги для детей и родителей. В практической психологии важная область — психологическое консультирование по самым различным проблемам: неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей, отклонения в развитии детей, трудности в учебе в школе или в вузе, на работе, выбор профессии, конфликты с коллегами и руководством и т.п.
Вперед область практической психологии — это психологическая коррекция и психотерапия, направленные на оказание психологической помощи клиенту по нейтрализации и устранению причин его отклонений, нарушений в поведении, общении, интерпретации событий и информации.
Ж. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант.
Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессию, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как "больной"), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана или же в неспособности преодолеть неурядицы повседневной жизни. Психолог должен уяснить суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования с целью выбора и применения наиболее подходящих приемов психотерапии.
Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе "телефона доверия", в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специалистом-универсалом, "невозможно все делать хорошо"): например, семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и родительски-детских отношений, детский психолог-консультант помогает в решении проблем, связанных с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.
Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия.
Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологические тренинги с преподавателями. Психолог-эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей даст рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т.п.