Место истории политических и правовых учений в системе юридических и гуманитарных дисциплин

Наряду с историей политических и правовых учений вопросы происхождения государства и права, форма правления и системы законодательства, взаимоотношения государства с обществом и индивидом составляют ОГЛАВЛЕНИЕ предмета смежных юридических и общественных наук. Понимание специфики, а вместе с этим определение места и назначения истории политических и правовых учений как особой юридической науки может быть выявлено через соотношение ее с другими юридическими и гуманитарными дисциплинами, обозначение ее отличительных признаков.

Первый отличительный признак состоит в том, что история политических и правовых учений по форме знания – историко-теоретическая дисциплина. Это означает, что воззрения о политике, государстве и праве, сформулированные в концепциях мыслителей прошлого, содержат две составляющие: историческую и теоретическую стороны, являющиеся выражением единства исторического и логического (теоретического) уровней познания. Иначе говоря, политические и правовые учения есть теоретическая форма осмысления политической действительности конкретного общества, сложившаяся под воздействием определенных условий и отражающая интересы существовавших в то время социальных групп и классов.

Как историко-правовая дисциплина она рассматривает процесс возникновения и развития теоретических представлений о государстве и праве на различных этапах эволюции общества, выраженных в форме политико-правового учения, т.е. целостной системы знаний о закономерностях происхождения и функционирования политики, государства и права. Исторический аспект рассматриваемой науки акцентирует внимание на обусловленности содержания политических и правовых теорий конкретными экономическими, социальными, духовными, религиозными и иными факторами, доминировавшими в ту или иную историческую эпоху. Однако следует заметить, что политико-правовая доктрина не является зеркальным отражением существующей действительности. Связь между условиями и ОГЛАВЛЕНИЕм политико-правового учения более сложная, поскольку она опосредована традициями, ментальностью, моралью общества, интересами и идеалами конкретных социальных групп, наконец, мировоззрением и предпочтениями самого создателя доктрины. Так, например, несостоятельны попытки приписать авторство теории разделения властей средневековому мыслителю Марселию Падуанскому, хотя он одним из первых стал проводить различие между законодательной и исполнительной ветвями власти. Эти попытки безосновательны хотя бы потому, что разделение властей неосуществимо без представительных учреждений, формирование которых основано на принципе всеобщего избирательного права. Отстаивая идеалы верхушки бюргерства (банкиров, предпринимателей, купцов, владельцев мастерских), Падуанский через идею разделения властей стремился лишь включить эти социальные группы в процесс реализации государственной власти и возможности отстаивания собственных интересов.

Как теоретико-юридическая дисциплина, история политических и правовых учений анализирует не все идеи и представления о государстве и праве, а лишь те из них, которые достигли уровня теории, т.е. такой формы знания, которая дает целостное представление о природе, сущности и закономерностях исследуемых явлений. Теоретическая форма знания носит характер завершенной системы взглядов на государство и право, выраженной с помощью обозначенных категорий и понятий, формой существования которых является политико-правовая доктрина (учение). В отличие от обыденного знания о политике, праве, мистических и религиозных верований, настроений, политикоправовое учение представляет собой совокупность теоретических положений о закономерностях происхождения государства и права, формах государства, основных принципах и источниках права. В нем находит выражение концептуальное решение актуальных проблем развития государства и права с помощью системы общезначимых категорий и понятий. Сменяющие друг друга политико-правовые учения демонстрируют теоретический аспект исторически возникающего и развивающегося знания о государстве и праве. Существуя в форме концепций, теоретических конструкций, положений, идей, они отражают исторический процесс углубления представлений человека о политико-правовых явлениях.

Дуалистическая (двойственная) природа политико-правовых доктрин обусловливает особое место истории политических и правовых учений среди юридических дисциплин. Статус историко-теоретической дисциплины в известной мере дистанцирует историю политических и правовых учений как от теоретикоправовых наук (например, теории государства и права), историко-правовых (всеобщей истории государства и права, истории отечественного государства и права), так и от отраслевых юридических наук (например, теории уголовного права и т.д.). При этом не следует забывать об их органической взаимосвязи и взаимозависимости.

В отличие от теории государства и права, выявляющей наиболее общие закономерности развития государства и права, история политических и правовых учений раскрывает их ОГЛАВЛЕНИЕ в исторически возникающих и сменяющих друг друга теоретических концепциях различных мыслителей, ученых. В соотношении с теоретико-юридическими науками история политических и правовых учений скорее выступает как историко-правовая дисциплина, акцентирующая внимание на эволюции теоретических представлений о государстве и праве в конкретную эпоху. Однако те выводы и положения учений прошлых эпох, в которых найдено теоретическое решение актуальной проблемы развития государства или права, становятся составной частью общей теории государства и права. Трудно, например, представить функционирование механизма современного государства без принципа разделения властей, хотя известно, что теория разделения властей была сформулирована английским мыслителем и философом Джоном Локком в 1690 г. в работе "Два трактата о государственном правлении".

По сравнению со всеобщей историей государства и права, историей отечественного государства и права, которые изучают возникновение и развитие политико-правовых институтов в конкретных странах, включая Россию, эволюцию государственного и общественного строя, формы права на различных этапах, история политических и правовых учений рассматривает эволюцию теоретических форм познания политики, государства и права, выраженных в системе общезначимых понятий и категорий. Конечно, политико-правовая действительность, т.е. политические учреждения, система законодательства, и представления о ней тесно взаимосвязаны. Возникновение тех или иных политико-правовых институтов в конкретных странах в значительной мере обусловлено типом культуры, мировоззрения, идеологии, политического сознания. Например, появление теории конституционализма, основанной на идее ограниченного правления и приоритете индивидуальной свободы над интересами государства, невозможно в странах Востока, где не культивировалась ценность автономной личности.

Наконец, если отраслевые юридические науки (например, теории конституционного права, гражданского права, административного права и т.д.) рассматривают частноправовые проблемы отраслевого профиля, как, например, форма вины в теории уголовного права или понятие лица в теории гражданского права, то история политических и правовых учений содержит в себе теоретические положения, выявляющие природу, сущность государства и права, в которых формулируются концептуальные решения общих проблем теории политики, государства и права. Хотя нельзя не заметить, что большинство категорий отраслевых юридических наук было сформулировано государствоведами и правоведами прошлого в своих концепциях. Так, разработка теории юридического лица связана с именем видного представителя исторической школы права Карла Фридриха Савиньи, который создал концепцию юридических фикций. В противовес господствовавшему тогда взгляду, согласно которому субъектом правоотношений может быть исключительно индивид, он выделил ряд общепризнанных юридических условностей (фикций), которые, однако, признаются реальностями. Ими были наделены коллективные участники имущественных правоотношений – компании, фирмы.

Второй отличительный признак данной учебной дисциплины проявляется в ее идеологической ориентированности. Политические и правовые учения являются не только формой познания существующих и конструирования идеальных политико-правовых учреждений, но и формой общественного сознания, в которой выражается отношение общества, социальных групп, индивидов к реально проводимой политике, государству и праву. Отношение (лояльное или оппозиционное) социальных групп к государству и праву складывается на основе идеалов, ожиданий, предпочтений, которые формулируются в политических и правовых теориях. Политико-правовые идеалы являются мотивами политической деятельности классов, групп, партий, индивидов, поскольку в них выражаются общезначимые интересы широких слоев населения.

Власть, политика, право всегда требовали от социальных групп, индивидов идеологического самоопределения по отношению к себе, поскольку они способны ориентировать общественное развитие либо в неблагоприятном для большинства населения направлении, либо в благоприятном, эффективно реагировать на запросы общества либо игнорировать их. Еще в XVII в. по этому поводу английский мыслитель Томас Гоббс заметил, что "учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о мнениях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с их честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями... Если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии"[1].

Обусловленность политических и правовых теорий идеалами и интересами конкретных социальных групп, ожидания которых они выражают, отличает историю политических и правовых учений от политической науки. Предметом политической науки выступает политика как сфера реализации общезначимых интересов посредством политической власти; все ее проявления осуществляемы в процессе взаимодействия государства, общества и индивида. Современная политическая наука представляет собой совокупность наук о политике, включающую политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и т.д. Структура современной политической пауки содержит четыре раздела: 1) политическая теория; 2) политические институты; 3) партии, группы и общественное мнение; 4) международные отношения.

Существуют и более широкие трактовки предмета политической науки. Так, в англо-американском "Словаре политического анализа" круг проблем, определяющих ОГЛАВЛЕНИЕ предмета политической науки, составляют управление на национальном и местном уровнях; сравнительный или межстрановый (crossnational) анализ; политика и политическое поведение; публичное право и судебно-правовое поведение; политическая теория; публично-административная деятельность (public administration) и организационное поведение; международные отношения[2].

При известной схожести объекта исследования политическая наука существенно отличается от истории политических и правовых учений тем, что: а) ее научные выводы и положения основаны на гипотезах, обобщающих эмпирические факты, а потому должны быть интерсубъективны, т.е. доступны для проверки исследователям, которые, используя определенные процедуры, могут получить те же результаты; б) политическая наука выявляет закономерности возникновения политики, власти, государства, права, объясняет их природу, сущность, однако не дает им оценку и не предлагает практических рекомендаций по изменению политической действительности.

Следовательно, выводы политической науки менее ангажированы, идеологически нейтральны и прямо не ориентированы на реализацию интересов конкретных социальных групп и классов.