Место информационного права в системе других отраслей права Российской Федерации
Сфера действия отрасли очерчивает границы институциональных и функциональных отношений, которые выделяются в определенную предметную отрасль права. Напомним, что отрасли права не являются абсолютно однородными ни по предмету, ни по методам правового регулирования, и достаточно условно группируются в рамках конкретной системы по признакам приоритета генерального предмета регулирования (земельные, налоговые, финансовые, информационные отношения).
Система права как совокупность всех его отраслей по своей внутренней структуре достаточно сложное образование. Она включает:
а) базовые, или классические, отрасли права, которые различаются между собой по методу правового регулирования. К таким классическим отраслям относятся: конституционное, гражданское, уголовное, административное право;
б) специальные отрасли права, дочерние относительно базовых отраслей и ориентированные на определенную область отношений: трудовое, земельное, финансовое, социального обеспечения;
в) комплексные отрасли, которые ориентированы на регулирование отношений в определенных предметных областях деятельности: природоохранительное, предпринимательское, торговое, морское, воздушное право[1].
Не все исследователи придерживаются такой структуризации отраслей права, так как достаточно очевидна относительность разделения групп "б" и "в". В учебнике "Теория государства и нрава" В. М. Сырых такого деления отраслей нет[2].
Однако, несомненно, есть различие между классическими отраслями и всеми остальными, которые могут быть комплексными по связанным группам предметов регулирования или более строго ориентированными на определенный предмет (земельное, финансовое, воздушное, семейное). Классические отрасли права формируют наиболее полную гамму методов правового решения проблем во всех остальных отраслях, регулируя и тот круг отношений, который бесспорно входит в данную базовую отрасль. Как правило, комплексные или узкоспециализированные отрасли права появляются в результате вычленения их предмета из базовых отраслей при сохранении метода решения юридических проблем своей отрасли.
Базовые отрасли создают свои семейства специализированных отраслей. Так, административное право явилось основой для таких отраслей права, как финансовое, таможенное, хозяйственное, в значительной мере муниципальное. К такой дочерней отрасли административного права относится и информационное право.
Следует иметь в виду, что в пределах предметной отрасли права, или комплексной отрасли, не формируется самостоятельный метод правового регулирования в полном смысле. Такие отрасли реализуют функцию аккумуляции всех методов правового воздействия в пределах своего предмета. Иначе говоря, одна и та же предметная область отношений регулируется нормами разных базовых отраслей права. И это относится не только к отраслям, которые взаимодействуют в границах систем публичного или частного права. Одновременное применение норм конституционного, административного и гражданского права наблюдаем в таких областях отношений, как право собственности. Это можно видеть и на примере регулирования финансовых, налоговых, патентных отношений, предпринимательства.
Собирание норм разных отраслей права вокруг одного предметного комплекса отношений особенно становится заметным в результате выделения отрасли в самостоятельную, получающую свой титул в системе права. Она и превращается в комплексную отрасль именно на том основании, что более активно взаимодействует со всеми отраслями права, оставаясь в системе своей базовой отрасли. По этому признаку можно сказать об информационном праве, что эта отрасль является новой комплексной отраслью публичного права, входит в семейство административного права; законодательство этой отрасли привлекает и активно использует нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права.
Комплексность предметной области информационного права определяется таким условием как проникновение информации во все области социальной действительности. К настоящему времени в центре внимания процессов, происходящих под влиянием информационных технологий, изменивших не только понимание, но и функции времени и пространства; информационных и коммуникационных процессов, которые уже сформированы в самостоятельную отрасль производства и экономики, с одной стороны, и влияют на ход становления новой цивилизации, с другой. В этих условиях информационное право формируется не только по признаку узкого предмета регулирования, но призвано отразить процессы, затрагивающие такие проблемы как свобода, справедливость, права человека и гражданина, его роль и информационная активность в формировании жизни общества; уже сложившихся веками институтов и систем государственного управления. Все это – признаки перехода социума в состояние "Информационного общества", которое и определяет комплексность и универсальность информационного права.