Место в художественном процессе
Импрессионисты провели колористическую революцию. Тени на их полотнах оказались цветными (К. Моне), снег не белым, а голубым, вбирающим в себя цвет неба (И. Грабарь). Импрессионисты разлагали сложные тона на составляющие их чистые цвета солнечного спектра и писали только чистым, "основным" цветом (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Никаких полутонов на палитре. На основе этих художественных достижений, как их продолжение и развитие возник постимпрессионизм. Его важнейшей особенностью стало стремление к декоративности. Это стремление наиболее полно проявилось в творчестве Анри Матисса. Декоративность холстов постимпрессионистов прокладывала путь новому художественному направлению, родившемуся на основе традиции декоративности, - абстракционизму.
Все в природе и в человеке, по мысли Сезанна, "лепится в форме шара, конуса и цилиндра". Сезанн рассматривал картину как структурированное изображение формы. Тем самым Сезанн повлиял на рождение кубизма. Между постимпрессионизмом и нарождающимся кубизмом шло художественное взаимодействие (преемственность и отталкивание): кубизм предпочел телесность импрессионистским нюансам настроения и цвета.
Особенности метода.
Восприятие зрителями Раскрывая метод творчества Сезанна, Р. Дж. Коллингвуд писал:
Изменения, пришедшие в живопись в самом конце XIX века, были настоящей революцией. На протяжении этого века все полагали, что живопись - это "зрительное искусство и что художник - прежде всего человек, пользующийся глазами и использующий руки только для того, чтобы записать то, что открыли ему глаза. Потом явился Сезанн и стал писать как слепой. Его натюрморты, в которых хранится самая сущность его таланта, подобны группам предметов, ощупанных руками; цветом он пользуется не для того, чтобы воспроизвести то, что видит, глядя на них, а для того, чтобы записать почти в виде алгебраической формулы то, что он почувствовал при ощупывании (Коллингвуд. 1999. С. 138).
Запись увиденного "почти в виде алгебраической формулы" и есть отход от традиционной живописи в сторону интеллектуальной декоративности постимпрессионизма.
В критике и искусствоведении по поводу творчества постимпрессионистов отсутствовал тот восторг, который стал обычным для восприятия импрессионистов. Так, Р. Дж. Коллингвуд считает, что пейзажи Сезанна потеряли почти все следы зрительности. "Деревья никогда так не выглядели - такими они должны предстать перед человеком с закрытыми глазами, человеком, который натолкнулся на них, бредя вслепую" (Коллингвуд. 1999. С. 138).
Живопись постимпрессионистов
Характеризуя особенности живописи постимпрессионистов, критика отмечала: "Сера, Сезанн, Ван Гог и Гоген открывают новую эру в живописи: Сера - своим стремлением к структурному единству, к объективному методу; Ван Гог - своим цветом, который перестает играть описательную роль;
Гоген - смелым выходом за рамки западной эстетики, и особенно Сезанн - решением пространственных задач" (Раа1еп. 1944).
Портреты Сезанна глубоко проникают во внутренний мир портретируемого и создают образы, исполненные жизни, настроения, характера. В автопортретах Сезанн не льстит себе, но и не осуждает себя и не кается. В них художник не идеализируя себя, но утверждает, что ничто человеческое ему не чуждо, что следует воздать Богу - богово, кесарю - кесарево, а человеку - человеческое.
Ван Гог (1853-1890) освободился от того, что он называл парижским влиянием, которое диктовало излишне легкомысленное и беззаботное восприятие реальности, и стал утверждать свое трагически напряженное видение мира.
Ван Гог часто писал образы людей низших слоев общества (например, "Прогулка заключенных"). В их облике художник находил черты "ужасных человеческих страстей".
Интеллектуальный декоративизм Ван Гога особенно внятно проявился при написании портретов духовно богатых личностей (смотри, например, "Портрет доктора Рея"). Здесь художнику удается передать внутренний мир персонажа, его мысли и чувства, сохраняя при этом лишенное перспективы декоративно плоскостное (почти "ковровое") пространство.
Живописная техника Ван Гога экспрессивна, абсолютно оригинальна, самостоятельна и причудлива - он накладывает параллельные мазки извивающимися линиями. Во имя экспрессии он часто деформирует и утрирует форму, делает цвет на полотне предельно интенсивным. Эти открытия Ван Гога позже использовали живописцы другого художественного направления - экспрессионизма.
Ван Гог претерпевал духовные кризисы и нуждался в помощи психиатра. Собиратель картин импрессионистов и постимпрессионистов доктор Гаше вел терапевтические беседы с Ван Гогом и оказывал положительное влияние на душевное состояние больного. Однако 27 июля 1890 года Гаше не оказалось рядом с художником, у которого начался приступ психического расстройства. Тридцатисемилетний Ван Гог, находившийся в расцвете творческих сил, выстрелил себе в грудь и покончил жизнь самоубийством.
Поль Гоген (1848-1903) изучал цвет не только ради декоративных эффектов, он свободно пользовался им, не обременяя себя оковами сходства цвета на холсте с реальным цветом объектов изображения. Гоген отходит от импрессионистского негласного принципа не использовать темные и черные цвета и, например, в картине "Стога в Бретани" использует эти запретные цвета. Присутствуют эти цвета и в "островном" (таитянском и мартиникском) цикле гогеновских работ. Он считал, что импрессионисты ищут то, что доступно глазу, и не обращаются к таинственным глубинам. Сам же
Гоген искал способы проникновения в эти глубины. Его автопортреты - это и самопознание, и самокритика. Гоген, как и Сезанн, в своих автоизображениях не льстит себе, он откровенен и честен в запечатлении и своих достоинств, и своих слабостей. Более того, Гоген позволяет себе самоиронию, на которую авторы не отваживались со времен поэзии Гейне и произведений других романтиков.
Почти с сентиментальным умилением, но и с мягкой иронией рисует Гоген пасторальные сельские пейзажи и бытовые сценки из жизни людей третьего сословия, среднего класса. Художнику знакомы и близки их повседневные заботы, их раздумья о радостях и тяготах жизни.
Декоративность цвета была одной из самых сильных сторон живописи Гогена. Он стремился передать всю красочность жизни в тропических широтах. Гоген писал свои главные "островные" работы - портреты аборигенов и жанровые сцены - на островах Мартиника и Таити. В этих работах Гогена представлен неповторимый мир - гармоничный и полный глубокого внутреннего напряжения, откровенно чувственный и полный загадочной, неведомой европейцам мудрости.
Анри Матисс (1869-1954) - знаковая, ключевая, классическая и особо представительная фигура постимпрессионизма. В его творчестве принципы интеллектуального декоративизма достигли высшей и законченной формы своего развития.
Матисс в 1905-1906 гг. стал главой школы фовистов (диких), считавших основой своего творчества выработку яркого живописного почерка. Творчество Матисса французский словарь современной живописи называет мостом, соединяющим вчера и завтра (Hazann. 1962. Р. 180).
Матисс отталкивался от творчества импрессионистов. Он писал об их картинах: "Это настоящее кишение. Мы хотим другого. Мы идем к ясности путем упрощения идей и пластики. Наш единственный идеал - целое. Детали уменьшают чистоту линий, они наносят ущерб эмоциональной интенсивности, мы их отбрасываем..."; "Я хотел видеть больше, чем их утонченная градация тонов и их постоянные эксперименты...".
Благожелательно настроенные зрители на первых выставках импрессионистов говорили о том, что контраст теплых и холодных тонов выделяет некое тепло. Матисс довел этот принцип до совершенства, строя свои пейзажи, натюрморты и фигурные композиции на контрасте оранжевого и синего, красного и темно-зеленого, великолепно передавая свои ассоциации в восприятии раскаленного летнего воздуха, энергии танца, прохлады и свежести воды.
Как и у других постимпрессионистов, отход от художественных принципов импрессионизма у Матисса выразился и в отказе от запрета на использование черного цвета. Это не столько колористическая измена импрессионизму, сколько отход от его беззаботно радостного и оптимистического восприятия жизни. Когда на смену изысканному и изящному XVIII в., закончившемуся как прелюдией XIX в. Великой французской революцией, после наполеоновских войн пришла социальная стабилизация, казалось, что мир - уютное прибежище света и солнца, светлых красок, ярких цветов. Предметы в этом просветленном мире были окружены пленэром, искрящимся от солнечного света воздухом. Но в конце XIX - начале XX в. чуткое сердце художников улавливало надвигающиеся грозы новой эпохи - эпохи двух мировых войн, Освенцима, ГУЛАГа, Хиросимы. Изменение колористической гаммы у постимпрессионистов отражает нарастающий трагизм мира, и в их празднично яркие картины-панно вторгаются напряженность и черная краска - свидетельство начала конца солнечной беззаботности человека.
Связь с социумом
Постимпрессионисты при всем своем радостном, солнечном, многокрасочном и оптимистичном видении мира не вписывались в его социальное устройство. Еще их предшественник Тулуз-Лотрек отверг цивилизованное общество и провел жизнь в борделях. А постимпрессионист Гоген умер на Гаити, уйдя от европейской цивилизации эпохи, которую вслед за Шпенглером можно назвать началом заката Европы. Ван Гог же отверг цивилизованный мир, впав в безумие и покончив жизнь самоубийством.
Постимпрессионисты-живописцы иногда вступали в художественное взаимодействие с литературой. Так, Ван Гог размышлял о произведениях литературы и живописные творческие замыслы порою формировал в свете опыта литературы. Не случайно одна из его работ - голова, которую он "невольно написал" после прочтения "Жерминали" Золя.
В сфере архитектуры, прикладного и декоративного искусства благодаря влиянию постимпрессионизма усилилась декоративность.