Местные перевозки
В подавляющем большинстве случаев местные перевозки выполняются автомобильным транспортом. Характерный технологический признак местной перевозки — возможность завершения полного транспортного цикла — одного оборота или кругорейса — в течение смены (суток).
Наибольшую роль в транспортном обеспечении логистики играют местные перевозки, которые выполняются в зоне обслуживания транспортных терминалов или других крупных грузообразующих объектов — логистических центров, складов, других предприятий, связанных постоянными грузопотоками с отправителями или получателями прилегающего к ним региона. Такие перевозки (local cartage, pre- on-caniage, last mile carriage) часто являются завершающим звеном транспортировки в цепи поставок.
Местные перевозки являются особым видом деятельности с присущими только ему принципами организации. Для них характерны многообразие задач управления, сложность их теоретической постановки и изменчивость эксплуатационных условий. "Там, где начинается подвоз-развоз, управление цепями поставок заканчивается" — это распространенное высказывание основано на том, что подвозо-развозочные операции осуществляются, как правило, на городских или пригородных улично-дорожных сетях, где эффективность перевозок во многом зависит от внешних неконтролируемых факторов.
Предоставление транспортных средств в распоряжение клиента
Данный вид услуг доступен на всех видах транспорта и предназначен, в первую очередь, для тех клиентов, которые хотели бы иметь в своем распоряжении транспортные средства, но не имеют соответствующих инвестиционных возможностей и не готовы к выполнению функций по технической эксплуатации, которая также требует инвестиций и найма квалифицированного персонала.
Соответствующие услуги варьируют в очень широком диапазоне — от предоставления грузового автомобиля с водителем в аренду на несколько часов до лизинга парка из сотен грузовых вагонов с обеспечением их ремонта и технического обслуживания, замены выбывающих вагонов, подачи к местам погрузки и т.д.
Общей особенностью данного вида услуг является отсутствие обязательств владельца транспортных средств по доставке грузов.
Терминальные услуги
Обособление терминального бизнеса и терминальных услуг произошло в 1970—1980-е гг. в ходе углубления специализации транспортных операторов и развития деятельности экспедиторов и логистических провайдеров.
Услуги терминалов можно разделить на две основные группы:
— услуги, связанные с грузами: погрузка и выгрузка из транспортных средств и контейнеров, укладка и раскрепление транспортных и грузовых единиц, временное хранение на открытых площадках и в складах различного типа, консолидация и деконсолидация грузовых партий, упаковка, переупаковка и маркировка грузов, взвешивание грузов, формирование транспортных пакетов, подготовка к транспортировке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, сюрвейерские услуги, тальманские услуги и т.д.;
услуги, связанные с транспортными средствами и оборудованием: предоставление причалов, путей, рамп и различной погрузочно-разгрузочной техники для выполнения грузовых операций, взвешивание автомобилей и вагонов, предоставление мест для стоянки транспортных средств, очистка и мойка транспортных средств и контейнеров, мелкий ремонт транспортного оборудования и т.д.
Помимо перечисленного современные терминальные операторы могут предоставлять другие услуги, в том числе и перевозочные, например по подвозу-развозу в зоне терминала.
Дополнительные услуги (value-added services — услуги, создающие добавленную ценность) предоставляются транспортными операторами для повышения своей конкурентоспособности.
Набор дополнительных услуг каждой транспортной компании сугубо индивидуален и зависит от характера ее основной деятельности, рыночного положения, запросов конкретных клиентов и других факторов.
Дополнительные услуги могут быть:
- разновидностью базовых услуг оператора. Так, компания, выполняющая междугородные грузовые перевозки, может предлагать в качестве дополнительной услуги доставку хрупких или ценных грузов с их транспортной упаковкой и сопровождением до двери получателя;
— дополнением к базовым услугам оператора, например выполнение подвоза-развоза на терминалах компании, выполняющей железнодорожные перевозки сборных партий грузов.
Некоторые компании применяют понятие "дополнительная услуга" к ситуациям, в которых другие операторы используют надбавки к тарифам или взимают со своих клиентов штрафы — например, при задержке транспортных средств или контейнеров у клиента сверх нормативного времени. Такой подход следует рассматривать как проявление "позитивного маркетинга".
На врезке 6.3. показаны дополнительные услуги, которые предлагает своим клиентам компания Maersk Line.
Врезка 6.3. Дополнительные услуги Maersk Line
Maersk Line входит в .4. Р. Moller — Maersk Group и является крупнейшим в мире морским контейнерным перевозчиком, который эксплуатирует более 500 судов и имеет офисы в 125 странах мира. Вот какие дополнительные услуги предлагает компания своим клиентам.
Наименование услуги |
Краткое описание услуги |
||
Получение государственных свидетельств |
Организация запроса и получения от имени клиента сертификатов, свидетельств и иных документов, выпускаемых государственными органами |
||
Легализация документов |
Выполнение юридических процедур, обеспечивающих действенность документов на территории других государств |
||
Переоформление транспортных документов |
Выпуск дополнительных экземпляров транспортных документов, не содержащих "излишней" (по мнению клиента) информации — например, при передаче груза конечному получателю |
||
Оформление документов на опасные грузы |
Оформление в соответствии с национальными и международными правовыми нормами документации, необходимой для предъявления к перевозке и доставки опасных грузов |
||
Транспортировка опасных грузов различными видами транспорта |
Организация надежной и безопасной транспортировки опасных грузов в соответствии с нормами и правилами, действующими на различных видах транспорта |
||
Работа с нестандартными ил и специализированными контейнерами |
Организация доставки грузов в контейнерах нестандартной ширины или длины, а также предоставление контейнеров, специализированных для транспортировки определенных видов грузов |
||
Загрузка/выгрузка контейнеров |
Укладка и раскрепление грузов в контейнерах, а также выгрузка грузов из контейнеров |
||
Предоставление многоосных полуприцепов |
Предоставление многоосных полуприцепов при вывозе контейнеров с территории порта для обеспечения соблюдения ограничений по осевым нагрузкам |
||
Доставка одежды на плечиках |
Предоставление контейнеров, оборудованных для доставки одежды на плечиках или на вешалках |
||
Дополнительная транспортная упаковка в контейнере |
Защита груза в контейнере специальной пленкой, которая предохраняет от загрязнения груз либо контейнер. В последнем случае клиент избавляется от затрат по очистке контейнера |
||
Организация начальной/ конечной доставки |
Организация доставки груза "от двери отправителя" или "до двери получателя" |
||
Транспортировка с контролем температуры |
Предоставление контейнеров и консультирование по организации транспортировки грузов под температурным контролем |
||
Транспортировка с контролем газовой среды |
Предоставление контейнеров и консультирование по организации транспортировки грузов с контролируемым составом газовой среды |
||
Переадресация в процессе доставки |
Изменение пункта назначения после того, как перевозка уже началась |
||
Организация развозочного маршрута |
Доставка груза нескольким получателям с выгрузкой отправок непосредственно из контейнера на развозочном маршруте |
|
|
Организация прохождения контроля |
Организация прохождения различных видов государственного контроля при экспорте или импорте (пограничного, таможенного, санитарного и т.д.) |
|
|
Передача электронного коносамента |
Передача через местные офисы компании "заверенного" электронного коносамента, по которому груз может быть выдан получателю |
|
|