Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами РФ
Таможенные органы РФ принимают меры по защите прав на объекты ИС только в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, НМПТ (далее – объекты ИС) и ввоз которых в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателя (далее – товары, обладающие признаками контрафактных).
Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты ИС, включенные в Реестр, а также товаров, не внесенных в Реестр. Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами при ввозе товаров в Российскую Федерацию, их вывозе из Российской Федерации или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Реестр ведет структурное подразделение ФТС России, к основным функциям которого отнесены организация защиты прав ИС таможенными органами и ведение Реестра (далее – Управление).
Ввоз товаров в Российскую Федерацию – фактическое пересечение товарами Государственной границы РФ и (или) пределов территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств – членов ТС или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию ТС, на территорию РФ и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного нрава, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством ТС и (или) Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее – Закон о таможенном регулировании).
Вывоз товаров из Российской Федерации – фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории РФ и территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством
РФ и нормами международного права, в другие государства – члены ТС или на территории, не входящие в единую таможенную территорию ТС, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы РФ или пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Вывоз товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории ТС – вывоз товаров из Российской Федерации, если страной назначения товаров в соответствии с намерениями лиц, осуществляющих перемещение товаров, является территория государства, не являющегося членом ТС.
В соответствии со ст. 96 ТК ТС товары при их ввозе в Российскую Федерацию находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы ТС (далее – таможенная граница) и до:
а) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
б) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров ТС в соответствии со ст. 200 ТК ТС;
в) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с ТК ТС и (или) Законом о таможенном регулировании;
г) обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с законодательством РФ;
д) фактического вывоза из Российской Федерации, в том числе за пределы ТС.
Товары находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории ТС с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории ТС, и до пересечения таможенной границы.
Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе из Российской Федерации с момента регистрации таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров из Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами вне зависимости от таможенной процедуры, под которую помещаются товары, за исключением случаев, когда товары, перемещаются через таможенную границу: а) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях; б) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; в) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования.
Таможенные органы не осуществляют принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объект ИС, в отношении которого ФТС России принято решение о проведении проверки, предшествующей внесению в Реестр изменений. О периоде проведения такой проверки таможенные органы уведомляются ФТС России.
Меры, связанные с приостановлением таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством ТС и законодательством РФ.
ФТС России осуществляет:
а) прием и регистрацию заявлений о включении объектов ИС в Реестр, а также иных документов, имеющих отношение к ведению Реестра;
б) рассмотрение заявлений о включении объектов ИС в Реестр, осуществление проверки заявленных сведений и представленных документов;
в) принятие решения о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении объекта ИС в Реестр;
г) включение в Реестр объектов ИС, в отношении которых принято решение о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
д) присвоение объекту ИС, включаемому в Реестр, регистрационного номера;
е) продление срока принятия таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
ж) внесение в Реестр изменений и исключение объектов ИС из Реестра;
з) проведение в установленных случаях проверочных мероприятий;
и) доведение данных Реестра до сведения таможенных органов и обладателей исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателей исключительного права использования НМПТ (далее – правообладатели) (их представителей);
к) опубликование перечня объектов ИС, включенных в Реестр, в своих изданиях: бюллетене таможенной информации "Таможенные ведомости", информационно-аналитическом обозрении "Таможня".
Региональные таможенные управления (РТУ) и таможни:
а) обеспечивают доведение данных Реестра до сведения подчиненных таможенных органов, правообладателей (их представителей), участников внешнеэкономической деятельности, территориальных подразделений государственных органов, иных заинтересованных лиц;
б) обеспечивают принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты ИС, включенные в Реестр, а в случаях, предусмотренных Законом о таможенном регулировании и Порядком действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (далее – Порядок), – также и не внесенные в Реестр, и обладающих признаками контрафактных;
в) проводят проверки в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 307 Закона о таможенном регулировании;
В случае, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты ИС, включенные в Реестр, должностным лицом таможенного органа выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней. Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, имеют статус находящихся на временном хранении.
Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или уполномоченным им лицом в виде резолюции на рапорте, содержащем указание признаков контрафактности и мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленном должностным лицом подразделения по защите прав ИС таможенного органа либо иным должностным лицом таможенного органа, в должностные обязанности которого входит осуществление таможенного контроля за перемещением товаров, содержащих объекты ИС, незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Решение принимается до истечения срока выпуска товаров.
В декларации на товары в отношении товаров, по которым принято решение о приостановлении выпуска, проставляется штамп "Выпуск приостановлен" с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров.
Таможенный орган вручает декларанту и правообладателю (их представителям) уведомления о приостановлении выпуска товаров. С разрешения таможенного органа правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.
В течение срока приостановления выпуска товаров декларант при наличии письменного согласия правообладателя на уничтожение товаров может заявить таможенную процедуру уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен. В этом случае решение таможенного органа о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене.
Таможенные органы вправе принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, содержащих указанные в п. 3 Порядка объекты ИС, не внесенные в Реестр, в соответствии со ст. 308 Закона о таможенном регулировании и гл. II и III Порядка.
Приостановление выпуска товаров осуществляется, только если до совершения или на момент совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры, либо проведения таможенного контроля у таможенного органа одновременно имеется в наличии информация о том, что:
1) на (в) товарах (их упаковке) содержатся результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые являются объектами ИС;
2) объекты ИС не внесены в Реестр;
3) товары содержат объекты ИС, меры по защите прав на которые ранее таможенными органами не принимались;
4) товары содержат объекты ИС, правообладатель которых имеет место нахождения на территории РФ;
5) ввоз товаров, содержащих объекты ИС, не внесенные в Реестр, в Российскую Федерацию или их вывоз из Российской Федерации либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем может повлечь нарушение прав правообладателя.
Признаки контрафактности товаров выявляются, как правило, на основе индикаторов и профилей риска, сформированных на основе информации, поступившей от правообладателей.
Таможенные органы также принимают меры но защите прав на объекты ИС, включенные в Единый таможенный реестр объектов ИС государств – членов ТС.
При выявлении таможенными органами признаков преступлений и (или) административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством РФ к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам.