Меры социальной поддержки, осуществляемые федеральными органами государственной власти
С 1 января 2005 г. все граждане, имеющие право на льготы, получают "социальный пакет" - набор социальных услуг. Нормы об этом содержатся в гл. 2 Закона о социальной помощи (ст. 61-68).
Право на социальный пакет имеют: 1) инвалиды войны; 2) участники ВОВ; 3) ветераны боевых действий; 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев; 5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 6) лица, работающие в период ВОВ на объектах ПВО, строительстве оборонительных сооружений; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий; 8) инвалиды; 9) дети-инвалиды (ст. 61 указанного Закона).
В состав набора социальных услуг включаются:
- дополнительное бесплатная медицинская помощь:
а) лекарства;
б) санаторно-курортная путевка;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
На оплату набора социальных услуг с 1 апреля 2012 г. направляется 795 руб. в месяц, в том числе:
а) на оплату лекарств - 643 руб.;
б) на оплату путевки и санаторно-курортное лечение - 94 руб. 83 коп.;
б) на оплату проезда на транспорте 88 руб. 05 коп.
Финансирование набора социальных услуг является расходным обязательством РФ.
Учет права граждан на получение социальных услуг производится по месту жительства гражданина. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Размер ежемесячной денежной выплаты по категориям федеральных льготников, имеющих право на эту выплату.
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР.
Размер ЕДВ подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
В соответствии с н. 2 ст. 65 Закона о социальной помощи сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), удерживается из состава начисленной гражданину ЕДВ.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ЕДВ и социальных услуг осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих права на эти выплаты и услуги.
Статья 64 Закона о социальной помощи устанавливает, что регистр содержит следующую информацию:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
3) дату рождения;
4) пол:
5) адрес места жительства;
6) серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи указанных документов, на основании которых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
7) дату включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
8) категорию, к которой относится гражданин;
9) реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории;
10) иные сведения, определяемые Правительством РФ. Задачами ПФР являются:
- формирование Регистра;
- установление и индексация ЕДВ;
- выплата ЕДВ с 1 января 2005 г.;
- доставка ЕДВ лицам, имеющим на нее право. Органы социальной защиты населения субъектов РФ формируют данные о лицах, имеющих право на ЕДВ, в том числе о лицах, которые состоят на учете в Минобороны России и других силовых ведомствах. Пенсионный фонд РФ заключает соглашения со всеми органами власти субъектов РФ, на основании которых органы социальной защиты передают данные территориальному органу ПФР. В ПФР проводят сверку полученных данных с базой данных ПФР, устраняют расхождения, открывают индивидуальный лицевой счет с присвоением страховых номеров, формируют регистр и направляют в органы социальной защиты населения информацию о лицах, включенных в регистр.
Органы ПФР передают данные регистра в ФСС и ФМС для льготного лекарственного, санаторно-курортного и транспортного обслуживания.
Работу по предоставлению путевок в санатории осуществляют органы здравоохранения и ФСС.
Путевку в санаторий можно получить только при наличии медицинских показаний. При этом нуждающийся в лечении гражданин должен быть внесен в Федеральный регистр и ему должны быть назначены ЕДВ.
Для получения путевки вместе с заявлением надо предоставить справку по форме 070/7, которую выписывает лечащий врач. Срок ее действия - шесть месяцев.
При наличии справки заявление об обеспечении путевкой подается в региональное отделение ФСС или его филиалы, а в районах, где они отсутствуют, - в органы социальной защиты населения.
Минздравсоцразвития России утверждены и другие нормативные документы, необходимые для предоставления социальной поддержки. К их числу следует отнести Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержденный приказом от 22 ноября 2004 г. № 255, Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденный приказом от 22 ноября 2004 г. № 256, и Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный приказом от 29 декабря 2004 г. № 328. Кроме того, несколько актов касается лекарственного обеспечения. Правительство РФ 12 декабря 2004 г. приняло постановление № 769 "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг",а Минздравсоцразвития России 18сентября 2006 г. приказом № 665 утвердил Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, ряд других актов.