Меры регулирования межпоколенческого конфликта

Нерегулируемый, или "загнанный внутрь", межпоколенческий конфликт разрушительно действует на психологическое состояние людей, их физическое здоровье, социальное взаимодействие, нравственную культуру членов семьи. В целом семейное неблагополучие негативно отражается на судьбе человека, на его социализации.

Поскольку конфликт имеет негативные последствия для детей, родителей, прародителей, семьи и общества в целом, постольку необходима адекватная регуляция конфликта.

Регулирование конфликта в семье – это целенаправленное, комплексное воздействие общества, его институтов, социальных групп и личностей на взаимодействие в семье в целях предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций. Это регулирование предполагает, с одной стороны, профилактику и разрешение конфликта, а с другой – применение различных мер принуждения к прекращению конфликтного противостояния.

Возможные пути и способы регулирования конфликтной ситуации в семье схематично представлены на рис. 4.

Рис. 4. Пути и способы регулирования конфликтной ситуации в семье

Регулирование конфликта в семье представляет собой многоуровневую систему социально-политических, социально-экономических, нормативных, психолого-педагогических, культурно-пропагандистских и других действий. В этой системе наряду с государственными и общественными структурами институт семьи также выступает важнейшим регулятором конфликтных взаимоотношений.

Меры регулирования межпоколенческого конфликта можно условно разделить на внесемейные и внутрисемейные. Разрешение конфликта в семье тесно связано с устранением его основных причин, а "инструментами" и предпосылками такого разрешения служат стабильность в государстве, соответствующая нормативно-правовая база, социальное обслуживание и консультирование семей специализированными организациями.

Согласно мнению опрошенных нами экспертов[1], для профилактики и разрешения конфликта в семье необходимы:

1) специальные методики регулирования конфликтов (посредничество, переговоры, поиск компромисса и др.), применяемые с учетом конкретной ситуации в семье;

2) развитие соответствующих направлений социальной политики; сокращение кризисных явлений в социальной сфере; стабильность в государстве и обществе, ослабление любых форм социальной напряженности;

3) создание надежной материальной базы развития семьи;

4) усиление нравственного и эстетического воспитания молодежи, прежде всего в образовательных и культурных учреждениях; издание научно-популярной литературы и показ фильмов, идеологическая работа государства по укреплению семейных ценностей и норм взаимодействия;

5) сочувствие, уважение и понимание старшего поколения по отношению к молодому и наоборот; взаимопомощь поколений;

6) влияние СМИ на повышение культуры семейных отношений; проведение соответствующих "круглых столов"; сокращение показа насилия на телеэкранах и т.п.;

7) развитие специальных консультационных и реабилитационных центров для семей;

8) помощь психолога, педагога, других специалистов;

9) повышение педагогической культуры родителей; 1

10) создание условий для независимости молодых семей от родителей (в первую очередь жилищной, финансовой);

11) помощь женщине в совмещении материнских и производственных обязанностей и т.д.

В современной прикладной конфликтологии разработаны различные методики регулирования конфликтов. Их можно разделить на методики, не приводящие к взаимному удовлетворению интересов конфликтующих, и методики, способствующие взаимовыгодному разрешению конфликта в семье. Последние включают в себя:

– компромисс – решение проблемы путем взаимных уступок;

– предотвращение – попытка устранить конфликт на ранней стадии;

– управление – регулирование процесса в целях минимизации потерь и максимизации выигрыша;

– сотрудничество – попытку совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон;

– переговоры – позволяют избежать насилия, рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, открыть путь к сотрудничеству;

– использование посредничества – применение примирительной процедуры, в которой посредниками могут выступать как организации (например, социальные службы), так и частные лица (допустим, родственники).

Возможны и другие методики регулирования конфликтов, применимые в семейных отношениях. Наиболее эффективные результаты, очевидно, приносят те, что направлены на сотрудничество, солидарность поколений.

Внутрисемейное регулирование конфликта не будет эффективным без создания благоприятных социальных условий для развития семьи. Предупреждение и регулирование противоречий выступают результатом целенаправленного воздействия на семейные отношения общества и его институтов: образовательных, культурных, правовых, СМИ, социальной защиты, органов местного самоуправления, церкви и др.

Социальная политика в отношении семьи открывает широкие возможности для гуманизации межпоколенческих отношений. Государство призвано оказывать всестороннюю помощь семье. Конкретные виды такой помощи обозначены в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712. Сюда входит усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, особо нуждающихся в социальной защите; дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей все семьи с несовершеннолетними детьми; расширение натуральной помощи, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах РФ и др.

Задачей семейной политики не должно быть подавление конфликтных ситуаций или избегание решения сложных семейных проблем. Требуется координация деятельности институтов социализации и других социальных институтов, осуществляющих разрешение конфликтов. Необходимы также поддержание и укрепление социального статуса семей с детьми; подготовка молодежи к семейной жизни и помощь молодым семьям и т.д. Следует повышать уровень жизни семей, стабильность доходов населения, обеспеченность жильем, работой и пенсией. Государство должно оказывать материальную поддержку нуждающимся семьям, финансировать специальные программы.

Региональный уровень социальной политики значительно более приближен к индивиду и семье по сравнению с федеральным уровнем, а значит именно региональный аспект в государственной семейной политике является основным при разработке и реализации мер поддержки и укрепления семейных отношений.

При этом необходимо учитывать, что семьи подразделяются на:

1) способные самостоятельно и благополучно преодолевать возникающие трудности: им нужны консультации, единовременная помощь, поддержка в период обострения отношений;

2) способные самостоятельно решать свои проблемы лишь частично, с серьезными затруднениями, в ущерб реализации некоторых важнейших функций; без решения семейных проблем регулировать в них межпоколенческие отношения довольно сложно;

3) не способные самостоятельно справиться со своими проблемами. Безусловно, они наиболее нуждаются в профессиональной помощи и поддержке. Хотя не стоит упускать из виду возможностей активизации ресурсов самой семьи и круга ее родственников для оказания самопомощи и взаимопомощи.

Данная классификация семей не является "застывшей", поскольку одна и та же семья, проходя через стадии своего жизненного цикла, может неоднократно поменять свой статус. Это может быть обусловлено как индивидуальноличностными изменениями, так и семейными, а также общественными. Указанные изменения могут быть вполне предсказуемыми и даже ожидаемыми (например, рождение ребенка, выход на пенсию и пр.) или внезапными (смерть близкого человека, стихийное бедствие и др.). Поэтому в работе с семьей в равной мере необходимы и превентивные, и экстренные технологии помощи и поддержки.

Огромную роль в предупреждении и разрешении конфликта в семье играет его правильная диагностика. Для своевременного и точного выявления противоречий, интересов и целей сторон следует применять такие методы сбора информации, как анкетирование либо интервьюирование членов семьи, опрос экспертов, включенное наблюдение, анализ документов, социометрические методики и др. Продуктивным диагностическим методом представляется семейная генограмма. При ее использовании каждому члену семьи предлагается изобразить графически с помощью определенных символов свое представление о семье. Специалист на основании беседы и наблюдения дополняет составленную генограмму, позволяющую в схематическом виде изобразить отношения в семье. Это помогает глубже понять специфику семьи, наглядно представить возможные причинно-следственные связи в ее проблемах.

Большое значение для разрешения конфликта имеет консультирование семьи специалистами. Оно снижает напряженность между родственниками и негативные переживания сложившейся ситуации.

Основными особенностями консультирования в семье являются:

1) включенность диагностики в процесс консультирования;

2) участие команды специалистов для работы с несколькими членами семьи одновременно:

3) более длительный процесс вхождения консультанта в контакт с семьей;

4) вариативность методов работы с различными типами семей;

5) поэтапность работы с конфликтной ситуацией;

6) сочетание индивидуальных и групповых форм консультирования;

7) построение программы с учетом индивидуального опыта членов семьи.

Наиболее эффективным методом разрешения конфликта является конструктивный диалог. Его организация включает три этапа: подготовительный, переговоры и принятие компромиссных решений.

Регулирование конфликта невозможно без повышения культуры семьи. Формирование этой культуры предполагает коренные изменения в деятельности многих государственных и негосударственных структур. Необходимо строить жилье, функционально пригодное для ведения совместного быта, осуществления полнокровной досуговой деятельности, для жизнедеятельности многопоколенной, многодетной семьи. Стоит подчеркнуть, что материальные и духовные блага должны быть доступны для всех семей, а не только для богатых.

Одним из главных направлений регулирования конфликта является его профилактика. В профилактике конфликта часто нуждается все население, но особенно те его части, которые относятся к группам повышенного риска: подростки, молодежь, престарелые, люди с антисоциальным образом жизни и др. Профилактические подходы к "группам риска" опираются не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в различных представителях этих групп.

Формы и методы профилактических действий разнообразны. Они могут быть нейтрализующими; компенсирующими; предупреждающими возникновение неблагоприятных обстоятельств; устраняющими эти обстоятельства; контролирующими результаты проведенной профилактической работы.

Наиболее эффективна системная профилактика межпоколенческого конфликта в семье, модель которой предлагается в табл. 7.

Большое значение для предупреждения напряженности в семье имеет фамилистическая экспертиза, целью которой является установление соответствия деятельности государства, других социальных институтов, нормативных правовых актов, социальных проектов и т.п. интересам семьи.

В реальной практике наряду с конструктивными механизмами регулирования имеют место деструктивные спо-

Таблица 7

Модель системы профилактики межпоколенческого конфликта в семье

Основные субъекты системы профилактики

Важнейшие направления действий

Государство

1. Социальная политика

2. Идеологическая работа

3. Информирование населения

4. Развитие образования и культуры

Система социальной защиты населения

1. Стационарное социальное обслуживание

2. Полустационарное обслуживание

3. Обслуживание по месту жительства

4. Помощь отдельных специалистов

Институт семьи

1. Формирование здорового образа жизни

2. Развитие семейно-родственных отношений

3. Подготовка молодежи к семейной жизни

Общественные организации

1. Поддержка работающих членов семьи профсоюзами

2. Клубы взаимопомощи по месту жительства

3. Волонтерские организации

4. Помощь религиозных организаций

собы воздействия на конфликт, существенно затрудняющие его разрешение. Они включают: произвольное вмешательство в дела семьи; пресечение конфликта насильственным путем; подавление несогласных участников; разрыв отношений. В результате конфликт внешне завершается, однако по существу остается не разрешенным, переходит в латентную (иногда даже более негативную, чем открытый конфликт) форму, трансформируется в другие конфликты (на работе, в школе и др.). Неразрешенные противоречия аккумулируются, их последующее проявление становится острее предыдущего, обладает множественными отрицательными последствиями.

Механизмы регуляции конфликта в семье, не приводящие к взаимному удовлетворению интересов конфликтующих, включают в себя:

– соперничество, конкуренцию – бескомпромиссную борьбу за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции;

– применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя более сильной;

– избегание конфликта – уклонение от встреч с противником и т.п., которое не означает ликвидацию конфликта, поскольку остается не устраненной его причина;

– откладывание – нередко означает сдачу своих позиций, однако сторона, "сдавшая свои позиции", по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное;

– приспособление – стремление сгладить противоречия за счет изменения своей позиции.

В отдельных случаях подобные приемы решения конфликта неизбежны, и люди прибегают к одностороннему регулированию отношений. Однако чаще всего это не служит залогом предупреждения и минимизации противоречий.

При регулировании конфликта в семье большое значение имеет нормативная правовая база. Нормативный механизм особенно важен при глубоких конфликтных ситуациях в семье, связанных с насильственными формами, и необходим для предупреждения негативных последствий.

Практика свидетельствует, что для российских семей обращение в правоохранительные органы в целях решения конфликта – как правило, крайняя мера, глубоко травмирующая всех членов семьи. Нередко обращение к правовому механизму усугубляет конфликт либо переводит его в скрытую форму. Во многом это объясняется тем, что в России доминирует традиция решать семейные вопросы (особенно неимущественного характера) собственными силами, нс привлекая правоохранительные органы. Тем не менее обращение за помощью закона часто бывает неизбежным из-за невозможности решить конфликт силами его непосредственных участников.

Правовое регулирование конфликта в семье осуществляется на основании международных нормативных правовых актов, ратифицированных в России, и российского законодательства: Конституции РФ, СК РФ, ГК РФ и других кодексов, федеральных и региональных законов, других нормативных правовых актов.

Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная ООН 10 декабря 1948 г., подчеркивает, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 1 б, п. 3).

При этом никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь; каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или иных посягательств (ст. 12).

Конституция РФ поддерживает данную позицию мирового сообщества. В Конституции отмечается: "В Российской Федерации [...| обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, [...] развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты" (ст. 7, ч. 2). Согласно Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, ч. 1). Забота о детях и их воспитание признается равным правом и обязанностью родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38, ч. 2, 3). Эти и другие положения Конституции РФ регулируют как внесемейное, так и внутрисемейное разрешение конфликта, ограничивая вмешательство государства в дела семьи лишь ее потребностью в помощи и необходимостью поддержания социального порядка.

Безусловно, одной только нормативной правовой базы для разрешения конфликта в семье недостаточно. Разрешение конфликтных ситуаций с помощью силы только в определенных условиях может быть оправданной мерой. Но как метод разрешения повседневных конфликтов такой метод малопродуктивен, ибо субъекты при этом ориентируются на различия в интересах, на низвержение другой стороны. В их взаимоотношениях нет атмосферы открытости, честности, доверия. Даже компромисс в таких случаях имеет отрицательное значение. Поэтому, не отвергая полностью регулирование конфликта с позиции силы, общество обращается и к другим способам завершения конфликта, вырабатывая все новые формы его конструктивного разрешения.

Таким образом, существуют разнообразные механизмы, которые при системно-комплексной реализации способствуют конструктивному регулированию межпоколенческих отношений в семье. Наиболее функциональны такие, как профилактика конфликта; разрешение тех противоречий, которые ведут к конфликтной ситуации; управление конфликтным взаимодействием.

Система регулирования конфликтных ситуаций в семье может осуществляться на макроуровне (общегосударственные мероприятия), мезоуровне (региональном, местном) и микроуровне (на уровне семьи и личности). На макроуровне регулирование должно включать в себя в основном социально-политические, законодательные, социально- экономические меры. Мезоуровень базируется на развитии социального обслуживания, семейного консультирования, решения жилищных проблем, управленческо-правового регулирования и совершенствования социальной защиты семей с учетом территориально-национальной специфики и результатов фамилистической экспертизы. На микроуровне следует применять социально-психологические, социально-педагогические, хозяйственно-бытовые и духовно- нравственные способы работы с семьей и индивидами, содействовать развитию культуры отношений в семье. Эти меры разных уровней между собой тесно связаны и эффективны при их комплексной реализации.

Регулирование конфликта детерминировано типами семьи и этапами ее жизненного цикла. Поэтому требуются дифференцированный и семейно-ориентированный подходы, при которых внесемейное профессиональное вмешательство осуществляется в зависимости от остроты конфликтной ситуации и от потребности конкретных семей в помощи. Важнейшими принципами являются конфиденциальность, добровольность помощи, ее доступность. Предпочтительнее не столько прямое вмешательство в частную жизнь граждан (оно необходимо лишь в случаях насильственных конфликтов и угрозы жизни и здоровью людей, общественному порядку), сколько создание благоприятных социальных условий и возможностей для разрешения межпоколенческих противоречий и семейных проблем.