Меры регулирования межпоколенческого конфликта
Нерегулируемый, или "загнанный внутрь", межпоколенческий конфликт разрушительно действует на психологическое состояние людей, их физическое здоровье, социальное взаимодействие, нравственную культуру членов семьи. В целом семейное неблагополучие негативно отражается на судьбе человека, на его социализации.
Поскольку конфликт имеет негативные последствия для детей, родителей, прародителей, семьи и общества в целом, постольку необходима адекватная регуляция конфликта.
Регулирование конфликта в семье – это целенаправленное, комплексное воздействие общества, его институтов, социальных групп и личностей на взаимодействие в семье в целях предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций. Это регулирование предполагает, с одной стороны, профилактику и разрешение конфликта, а с другой – применение различных мер принуждения к прекращению конфликтного противостояния.
Возможные пути и способы регулирования конфликтной ситуации в семье схематично представлены на рис. 4.
Рис. 4. Пути и способы регулирования конфликтной ситуации в семье
Регулирование конфликта в семье представляет собой многоуровневую систему социально-политических, социально-экономических, нормативных, психолого-педагогических, культурно-пропагандистских и других действий. В этой системе наряду с государственными и общественными структурами институт семьи также выступает важнейшим регулятором конфликтных взаимоотношений.
Меры регулирования межпоколенческого конфликта можно условно разделить на внесемейные и внутрисемейные. Разрешение конфликта в семье тесно связано с устранением его основных причин, а "инструментами" и предпосылками такого разрешения служат стабильность в государстве, соответствующая нормативно-правовая база, социальное обслуживание и консультирование семей специализированными организациями.
Согласно мнению опрошенных нами экспертов[1], для профилактики и разрешения конфликта в семье необходимы:
1) специальные методики регулирования конфликтов (посредничество, переговоры, поиск компромисса и др.), применяемые с учетом конкретной ситуации в семье;
2) развитие соответствующих направлений социальной политики; сокращение кризисных явлений в социальной сфере; стабильность в государстве и обществе, ослабление любых форм социальной напряженности;
3) создание надежной материальной базы развития семьи;
4) усиление нравственного и эстетического воспитания молодежи, прежде всего в образовательных и культурных учреждениях; издание научно-популярной литературы и показ фильмов, идеологическая работа государства по укреплению семейных ценностей и норм взаимодействия;
5) сочувствие, уважение и понимание старшего поколения по отношению к молодому и наоборот; взаимопомощь поколений;
6) влияние СМИ на повышение культуры семейных отношений; проведение соответствующих "круглых столов"; сокращение показа насилия на телеэкранах и т.п.;
7) развитие специальных консультационных и реабилитационных центров для семей;
8) помощь психолога, педагога, других специалистов;
9) повышение педагогической культуры родителей; 1
10) создание условий для независимости молодых семей от родителей (в первую очередь жилищной, финансовой);
11) помощь женщине в совмещении материнских и производственных обязанностей и т.д.
В современной прикладной конфликтологии разработаны различные методики регулирования конфликтов. Их можно разделить на методики, не приводящие к взаимному удовлетворению интересов конфликтующих, и методики, способствующие взаимовыгодному разрешению конфликта в семье. Последние включают в себя:
– компромисс – решение проблемы путем взаимных уступок;
– предотвращение – попытка устранить конфликт на ранней стадии;
– управление – регулирование процесса в целях минимизации потерь и максимизации выигрыша;
– сотрудничество – попытку совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон;
– переговоры – позволяют избежать насилия, рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, открыть путь к сотрудничеству;
– использование посредничества – применение примирительной процедуры, в которой посредниками могут выступать как организации (например, социальные службы), так и частные лица (допустим, родственники).
Возможны и другие методики регулирования конфликтов, применимые в семейных отношениях. Наиболее эффективные результаты, очевидно, приносят те, что направлены на сотрудничество, солидарность поколений.
Внутрисемейное регулирование конфликта не будет эффективным без создания благоприятных социальных условий для развития семьи. Предупреждение и регулирование противоречий выступают результатом целенаправленного воздействия на семейные отношения общества и его институтов: образовательных, культурных, правовых, СМИ, социальной защиты, органов местного самоуправления, церкви и др.
Социальная политика в отношении семьи открывает широкие возможности для гуманизации межпоколенческих отношений. Государство призвано оказывать всестороннюю помощь семье. Конкретные виды такой помощи обозначены в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712. Сюда входит усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, особо нуждающихся в социальной защите; дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей все семьи с несовершеннолетними детьми; расширение натуральной помощи, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах РФ и др.
Задачей семейной политики не должно быть подавление конфликтных ситуаций или избегание решения сложных семейных проблем. Требуется координация деятельности институтов социализации и других социальных институтов, осуществляющих разрешение конфликтов. Необходимы также поддержание и укрепление социального статуса семей с детьми; подготовка молодежи к семейной жизни и помощь молодым семьям и т.д. Следует повышать уровень жизни семей, стабильность доходов населения, обеспеченность жильем, работой и пенсией. Государство должно оказывать материальную поддержку нуждающимся семьям, финансировать специальные программы.
Региональный уровень социальной политики значительно более приближен к индивиду и семье по сравнению с федеральным уровнем, а значит именно региональный аспект в государственной семейной политике является основным при разработке и реализации мер поддержки и укрепления семейных отношений.
При этом необходимо учитывать, что семьи подразделяются на:
1) способные самостоятельно и благополучно преодолевать возникающие трудности: им нужны консультации, единовременная помощь, поддержка в период обострения отношений;
2) способные самостоятельно решать свои проблемы лишь частично, с серьезными затруднениями, в ущерб реализации некоторых важнейших функций; без решения семейных проблем регулировать в них межпоколенческие отношения довольно сложно;
3) не способные самостоятельно справиться со своими проблемами. Безусловно, они наиболее нуждаются в профессиональной помощи и поддержке. Хотя не стоит упускать из виду возможностей активизации ресурсов самой семьи и круга ее родственников для оказания самопомощи и взаимопомощи.
Данная классификация семей не является "застывшей", поскольку одна и та же семья, проходя через стадии своего жизненного цикла, может неоднократно поменять свой статус. Это может быть обусловлено как индивидуальноличностными изменениями, так и семейными, а также общественными. Указанные изменения могут быть вполне предсказуемыми и даже ожидаемыми (например, рождение ребенка, выход на пенсию и пр.) или внезапными (смерть близкого человека, стихийное бедствие и др.). Поэтому в работе с семьей в равной мере необходимы и превентивные, и экстренные технологии помощи и поддержки.
Огромную роль в предупреждении и разрешении конфликта в семье играет его правильная диагностика. Для своевременного и точного выявления противоречий, интересов и целей сторон следует применять такие методы сбора информации, как анкетирование либо интервьюирование членов семьи, опрос экспертов, включенное наблюдение, анализ документов, социометрические методики и др. Продуктивным диагностическим методом представляется семейная генограмма. При ее использовании каждому члену семьи предлагается изобразить графически с помощью определенных символов свое представление о семье. Специалист на основании беседы и наблюдения дополняет составленную генограмму, позволяющую в схематическом виде изобразить отношения в семье. Это помогает глубже понять специфику семьи, наглядно представить возможные причинно-следственные связи в ее проблемах.
Большое значение для разрешения конфликта имеет консультирование семьи специалистами. Оно снижает напряженность между родственниками и негативные переживания сложившейся ситуации.
Основными особенностями консультирования в семье являются:
1) включенность диагностики в процесс консультирования;
2) участие команды специалистов для работы с несколькими членами семьи одновременно:
3) более длительный процесс вхождения консультанта в контакт с семьей;
4) вариативность методов работы с различными типами семей;
5) поэтапность работы с конфликтной ситуацией;
6) сочетание индивидуальных и групповых форм консультирования;
7) построение программы с учетом индивидуального опыта членов семьи.
Наиболее эффективным методом разрешения конфликта является конструктивный диалог. Его организация включает три этапа: подготовительный, переговоры и принятие компромиссных решений.
Регулирование конфликта невозможно без повышения культуры семьи. Формирование этой культуры предполагает коренные изменения в деятельности многих государственных и негосударственных структур. Необходимо строить жилье, функционально пригодное для ведения совместного быта, осуществления полнокровной досуговой деятельности, для жизнедеятельности многопоколенной, многодетной семьи. Стоит подчеркнуть, что материальные и духовные блага должны быть доступны для всех семей, а не только для богатых.
Одним из главных направлений регулирования конфликта является его профилактика. В профилактике конфликта часто нуждается все население, но особенно те его части, которые относятся к группам повышенного риска: подростки, молодежь, престарелые, люди с антисоциальным образом жизни и др. Профилактические подходы к "группам риска" опираются не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в различных представителях этих групп.
Формы и методы профилактических действий разнообразны. Они могут быть нейтрализующими; компенсирующими; предупреждающими возникновение неблагоприятных обстоятельств; устраняющими эти обстоятельства; контролирующими результаты проведенной профилактической работы.
Наиболее эффективна системная профилактика межпоколенческого конфликта в семье, модель которой предлагается в табл. 7.
Большое значение для предупреждения напряженности в семье имеет фамилистическая экспертиза, целью которой является установление соответствия деятельности государства, других социальных институтов, нормативных правовых актов, социальных проектов и т.п. интересам семьи.
В реальной практике наряду с конструктивными механизмами регулирования имеют место деструктивные спо-
Таблица 7
Модель системы профилактики межпоколенческого конфликта в семье
Основные субъекты системы профилактики |
Важнейшие направления действий |
Государство |
1. Социальная политика 2. Идеологическая работа 3. Информирование населения 4. Развитие образования и культуры |
Система социальной защиты населения |
1. Стационарное социальное обслуживание 2. Полустационарное обслуживание 3. Обслуживание по месту жительства 4. Помощь отдельных специалистов |
Институт семьи |
1. Формирование здорового образа жизни 2. Развитие семейно-родственных отношений 3. Подготовка молодежи к семейной жизни |
Общественные организации |
1. Поддержка работающих членов семьи профсоюзами 2. Клубы взаимопомощи по месту жительства 3. Волонтерские организации 4. Помощь религиозных организаций |
собы воздействия на конфликт, существенно затрудняющие его разрешение. Они включают: произвольное вмешательство в дела семьи; пресечение конфликта насильственным путем; подавление несогласных участников; разрыв отношений. В результате конфликт внешне завершается, однако по существу остается не разрешенным, переходит в латентную (иногда даже более негативную, чем открытый конфликт) форму, трансформируется в другие конфликты (на работе, в школе и др.). Неразрешенные противоречия аккумулируются, их последующее проявление становится острее предыдущего, обладает множественными отрицательными последствиями.
Механизмы регуляции конфликта в семье, не приводящие к взаимному удовлетворению интересов конфликтующих, включают в себя:
– соперничество, конкуренцию – бескомпромиссную борьбу за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции;
– применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя более сильной;
– избегание конфликта – уклонение от встреч с противником и т.п., которое не означает ликвидацию конфликта, поскольку остается не устраненной его причина;
– откладывание – нередко означает сдачу своих позиций, однако сторона, "сдавшая свои позиции", по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное;
– приспособление – стремление сгладить противоречия за счет изменения своей позиции.
В отдельных случаях подобные приемы решения конфликта неизбежны, и люди прибегают к одностороннему регулированию отношений. Однако чаще всего это не служит залогом предупреждения и минимизации противоречий.
При регулировании конфликта в семье большое значение имеет нормативная правовая база. Нормативный механизм особенно важен при глубоких конфликтных ситуациях в семье, связанных с насильственными формами, и необходим для предупреждения негативных последствий.
Практика свидетельствует, что для российских семей обращение в правоохранительные органы в целях решения конфликта – как правило, крайняя мера, глубоко травмирующая всех членов семьи. Нередко обращение к правовому механизму усугубляет конфликт либо переводит его в скрытую форму. Во многом это объясняется тем, что в России доминирует традиция решать семейные вопросы (особенно неимущественного характера) собственными силами, нс привлекая правоохранительные органы. Тем не менее обращение за помощью закона часто бывает неизбежным из-за невозможности решить конфликт силами его непосредственных участников.
Правовое регулирование конфликта в семье осуществляется на основании международных нормативных правовых актов, ратифицированных в России, и российского законодательства: Конституции РФ, СК РФ, ГК РФ и других кодексов, федеральных и региональных законов, других нормативных правовых актов.
Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная ООН 10 декабря 1948 г., подчеркивает, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 1 б, п. 3).
При этом никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь; каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или иных посягательств (ст. 12).
Конституция РФ поддерживает данную позицию мирового сообщества. В Конституции отмечается: "В Российской Федерации [...| обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, [...] развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты" (ст. 7, ч. 2). Согласно Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, ч. 1). Забота о детях и их воспитание признается равным правом и обязанностью родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38, ч. 2, 3). Эти и другие положения Конституции РФ регулируют как внесемейное, так и внутрисемейное разрешение конфликта, ограничивая вмешательство государства в дела семьи лишь ее потребностью в помощи и необходимостью поддержания социального порядка.
Безусловно, одной только нормативной правовой базы для разрешения конфликта в семье недостаточно. Разрешение конфликтных ситуаций с помощью силы только в определенных условиях может быть оправданной мерой. Но как метод разрешения повседневных конфликтов такой метод малопродуктивен, ибо субъекты при этом ориентируются на различия в интересах, на низвержение другой стороны. В их взаимоотношениях нет атмосферы открытости, честности, доверия. Даже компромисс в таких случаях имеет отрицательное значение. Поэтому, не отвергая полностью регулирование конфликта с позиции силы, общество обращается и к другим способам завершения конфликта, вырабатывая все новые формы его конструктивного разрешения.
Таким образом, существуют разнообразные механизмы, которые при системно-комплексной реализации способствуют конструктивному регулированию межпоколенческих отношений в семье. Наиболее функциональны такие, как профилактика конфликта; разрешение тех противоречий, которые ведут к конфликтной ситуации; управление конфликтным взаимодействием.
Система регулирования конфликтных ситуаций в семье может осуществляться на макроуровне (общегосударственные мероприятия), мезоуровне (региональном, местном) и микроуровне (на уровне семьи и личности). На макроуровне регулирование должно включать в себя в основном социально-политические, законодательные, социально- экономические меры. Мезоуровень базируется на развитии социального обслуживания, семейного консультирования, решения жилищных проблем, управленческо-правового регулирования и совершенствования социальной защиты семей с учетом территориально-национальной специфики и результатов фамилистической экспертизы. На микроуровне следует применять социально-психологические, социально-педагогические, хозяйственно-бытовые и духовно- нравственные способы работы с семьей и индивидами, содействовать развитию культуры отношений в семье. Эти меры разных уровней между собой тесно связаны и эффективны при их комплексной реализации.
Регулирование конфликта детерминировано типами семьи и этапами ее жизненного цикла. Поэтому требуются дифференцированный и семейно-ориентированный подходы, при которых внесемейное профессиональное вмешательство осуществляется в зависимости от остроты конфликтной ситуации и от потребности конкретных семей в помощи. Важнейшими принципами являются конфиденциальность, добровольность помощи, ее доступность. Предпочтительнее не столько прямое вмешательство в частную жизнь граждан (оно необходимо лишь в случаях насильственных конфликтов и угрозы жизни и здоровью людей, общественному порядку), сколько создание благоприятных социальных условий и возможностей для разрешения межпоколенческих противоречий и семейных проблем.