Меры, применяемые Банком России в случае нарушения банковского законодательства

Согласно ст. 74 Закона о ЦБ РФ и ст. 19 Закона о банках ЦБ РФ наделен правом применять меры воздействия к кредитным организациям в случае нарушения ими федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ.

Статья 19 Закона о банках по своему содержанию определяет правовые основания для применения мер надзорного реагирования, т.е. по сути носит отсылочный характер, поскольку ст. 74 Закона о ЦБ РФ закрепляет основания применения мер воздействия к нарушителям и перечисляет, какие меры могут применяться.

Следует отметить, что некоторые нормы, имеющие прямое отношение к деятельности кредитных организаций, помимо названных законов содержатся и в ряде других федеральных законов, так, например, в Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", в Федеральном законе "Об ипотечных ценных бумагах", в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и некоторых других.

В целях реализации норм федеральных законов и применения мер воздействия к нарушителям банковского законодательства ЦБ РФ был принят ряд нормативных актов, например инструкция ЦБ РФ от 31.03.1997 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" (далее – Инструкция №59):

В данной инструкции, в частности, говорится, что меры воздействия к кредитным организациям применяются как центральным аппаратом ЦБ РФ, так и его территориальными учреждениями в порядке и случаях, которые определены федеральными законами и данной инструкцией.

К таким же нормативным актам можно отнести письма ЦБ РФ:

– от 25.12.2003 № 180-Т "О перечислении штрафов, взыскиваемых с кредитных организаций";

– от 15.05.2006 № 69-Т "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение требований Федерального закона “О кредитных историях”" и др.

Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и ЦБ РФ.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

– предупредительные;

– принудительные.

Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено инструкцией, производится надзорными органами самостоятельно исходя из положений федеральных законов, Инструкции № 59, других нормативных актов ЦБ РФ с учетом:

– характера допущенных кредитной организацией нарушений;

– причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

– общего финансового состояния кредитной организации, которое устанавливается с учетом требований указания ЦБ РФ от 31.03.2000 № 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций";

– положения кредитной организации на федеральном и региональном рынках банковских услуг.

Предупредительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков.

Предупредительные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков:

– при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные ЦБ РФ обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются, но имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

– если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств (капитала), привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и долговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты);

– при несоблюдении требований федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности, в частности:

а) при нарушении установленных федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ сроков представления в Банк России документов, необходимых для согласования изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации;

б) нарушении порядка открытия (закрытия) представительств, филиалов, внутренних структурных подразделений кредитной организации;

в) нарушении порядка представления документов для согласования изменений, вносимых в положение о филиале кредитной организации;

– при несоблюдении кредитной организацией требований ЦБ РФ:

1) по разработке Правил построения расчетной системы кредитной организации (т.е. внутрибанковских правил) в условиях отсутствия на последнюю отчетную дату у филиалов неоплаченных расчетных документов клиентов или при их наличии длительностью не более трех дней;

2) своевременному проведению филиалами платежей с корреспондентских субсчетов, открытых им в ЦБ РФ, в случае наличия у филиалов на отчетную дату неоплаченных расчетных документов длительностью не более трех дней.

Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

Надзорный орган в рамках предоставленных ему полномочий может ограничиться применением предупредительных мер воздействия в следующих случаях:

– когда характер выявленных в деятельности кредитной организации недостатков не предполагает применения принудительных мер воздействия;

– если в результате анализа деятельности кредитной организации установлено, что от применения принудительных мер воздействия в данном конкретном случае целесообразно воздержаться.

ОГЛАВЛЕНИЕ предупредительных мер воздействия включает:

– доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;

– изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

– предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

– установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Информация руководящим органам кредитной организации о наличии в ее деятельности недостатков и (или) нарушений и необходимости их устранения может быть доведена в следующих формах:

– письменной;

– в ходе деловой встречи (совещания).

Письменная форма информации представляет собой официальный документ (письмо, телеграмма, телекс, факсимильное сообщение), направляемый надзорным органом кредитной организации и содержащий информацию и требования, предусмотренные п. 1.9 Инструкции № 59.

Деловая встреча проводится в виде совещания уполномоченных представителей надзорных органов с представителями органов управления кредитной организации в следующих целях:

– обсуждения ситуации, сложившейся в кредитной организации;

– анализа предложенных кредитной организацией, учредителями (участниками) кредитной организации, потенциальными инвесторами или кредиторами путей преодоления финансовых и (или) организационных трудностей в ее деятельности.

Результаты совещания оформляются протоколом, который должен содержать:

– констатацию основных замечаний (недостатков) к деятельности кредитной организации;

– перечень основных мероприятий по нормализации положения в кредитной организации с указанием сроков их реализации (мероприятия разрабатываются кредитной организацией и согласуются с уполномоченным представителем надзорного органа);

– механизм контроля за выполнением согласованных мероприятий, в том числе со стороны надзорного органа.

По результатам совещания надзорным органом может быть принято решение о целесообразности принятия кредитной организацией письменных обязательств об устранении допущенных нарушений.

Протокол подписывается лицом, проводившим совещание. Экземпляр протокола направляется кредитной организации (Правлению и Совету).

При решении о целесообразности принятия кредитной организацией письменных обязательств об устранении допущенных нарушений надзорный орган должен учитывать, что письменные обязательства представляются кредитной организацией, се учредителями (участниками), другими заинтересованными лицами в тех случаях, когда в деятельности кредитной организации отмечаются недостатки, устранение которых объективно возможно принятием мер со стороны лиц, берущих на себя соответствующие обязательства.

Представление обязательств может быть достаточной мерой воздействия в тех случаях, когда:

– есть основания полагать, что принявшие на себя соответствующие обязательства лица (юридические и (или) физические) намерены и в состоянии обеспечить их выполнение;

– в обязательствах содержатся конкретный состав мер и сроки их осуществления, которые признаются надзорным органом достаточными для устранения нарушений;

– надзорный орган может осуществлять эффективный контроль за соблюдением принятых обязательств.

При выполнении кредитной организацией, ее учредителями (участниками), другими лицами (потенциальными инвесторами) принятых обязательств и наличии реальных признаков устранения допущенных недостатков в деятельности кредитной организации надзорный орган вправе:

– отменить на определенный срок, в том числе частично, ранее примененные к кредитной организации надзорным органом принудительные меры воздействия;

– увеличить установленный Инструкцией № 59 срок доформирования резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги до величины, требуемой ЦБ РФ.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. При выборе вида принудительной меры воздействия надзорный орган основывается на результатах анализа, проведенного в соответствии с требованиями Инструкции № 59.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов (банковского законодательства) и предписаний ЦБ РФ, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков).

Согласно п. 10.4 Инструкции ЦБ РФ от 03.12.2012 № 139-И принудительные меры воздействия применяются к банкам в случае несоблюдения обязательного норматива в совокупности за шесть и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней.

К принудительным мерам воздействия относятся:

– предписание об устранении нарушений;

– штрафы;

– требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;

– требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций");

– требование о реорганизации кредитной организации, в том числе требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;

– ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

– запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

– запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

– требование о замене руководителей кредитной организации;

– назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

– отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыв лицензии на осуществление банковских операций оформляются приказом, и информация о применении к кредитным организациям этих мер воздействия не относится к сведениям ограниченного распространения.

Предписание – это документ, направляемый кредитной организации, в котором надзорный орган со ссылкой на конкретные положения федеральных законов, нормативных актов ЦБ РФ констатирует выявленные нарушения (недостатки) в деятельности кредитной организации, указывает срок для их устранения, а также конкретные принудительные меры воздействия, применяемые к кредитной организации.

В целях стабилизации деятельности кредитной организации и устранения причин, приведших к ухудшению ее финансового состояния, предписание может содержать следующие требования к кредитной организации и (или) ее участникам (акционерам):

– об изменении структуры активов;

– о приведении к установленному ЦБ РФ уровню значений обязательных нормативов, лимитов открытой валютной позиции;

– выполнении обязательств перед кредиторами и вкладчиками;

– замене руководителей;

– реорганизации кредитной организации;

– другие требования, предъявляемые к кредитной организации в части выполнения федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ.

В предписании должен быть указан срок выполнения предъявленных требований.

Предписание может включать требование о перечислении штрафа с указанием суммы и срока, а также предупреждение о том, что в случае неперечисления штрафа в установленные сроки он будет взыскан в арбитражном порядке.

Предписанием оформляется введение ограничений и запрета на проведение отдельных банковских операций, а также введение запрета на открытие филиалов кредитной организации.

Штраф – денежное взыскание, налагаемое на кредитную организацию в соответствии с установленными федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ основаниями для его применения.

При применении штрафов территориальное учреждение ЦБ РФ должно принимать во внимание как требуемое воздействие на уровень организации деятельности кредитной организации, так и возможное отрицательное влияние на ее финансовое состояние.

Наложение штрафа оформляется предписанием. В предписании об уплате штрафа указываются срок его перечисления (но не более одного месяца), а также основания для его взыскания.

В случае отказа либо уклонения кредитной организацией от исполнения требования об уплате штрафа (штрафов) его взыскание может осуществляться в судебном порядке. При получении исполнительного листа суда о взыскании штрафа с кредитной организации, на корреспондентском счете которой недостаточно денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к ней требований, штрафы взыскиваются в общеустановленном порядке.

Штраф может быть применен за каждый случай нарушения (неисполнения) требований федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ.

Величина штрафа за нарушение каждого вида пруденциальных норм (предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь, нарушение требований, предъявленных ЦБ РФ при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитной организации, по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности, ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных федеральными законами, представлению аудиторских заключений) за отчетный месяц не может превышать 1,0% от минимального размера уставного капитала кредитной организации, действующего на первое число месяца, в котором допущено нарушение.

Минимальный размер уставного капитала, используемый для определения предельной величины и расчета суммы штрафа (штрафов), которая может быть взыскана с кредитной организации в соответствии со ст. 74 Закона о ЦБ РФ, определяется исходя из минимального размера уставного капитала, действующего на момент нарушения и установленного указаниями ЦБ РФ для вновь создаваемых кредитных организаций на соответствующий период.

Взыскание штрафа с кредитной организации не производится при наличии у нее на момент возникновения нарушения отрицательного капитала (кроме штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования, установленного ЦБ РФ). В этом случае к кредитной организации применяются другие меры воздействия, предусмотренные ст. 74 закона о ЦБ РФ и Инструкцией № 59.

При невыполнении кредитной организацией нескольких обязательных нормативов не допускается взыскание штрафа за невыполнение каждого обязательного норматива в отдельности.

Штраф взыскивается за невыполнение на отчетную дату обязательных нормативов в целом, независимо от количества невыполненных нормативов.

Штраф в размере 0,1% от размера минимального уставного капитала может быть взыскан с кредитной организации за нарушение на отчетную дату:

а) одного или нескольких следующих обязательных нормативов:

– норматива достаточности собственных средств (капитала) банка, для небанковских кредитных организаций (далее – НКО) – минимально допустимого уровня отношения капитала НКО к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска (Н1);

– норматива текущей ликвидности (Н3);

– максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);

– максимального размера кредитного риска на одного акционера (участника);

– максимального размера кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу;

– норматива риска собственных вексельных обязательств;

– норматива соотношения суммы высоколиквидных активов НКО к сумме обязательств;

– норматива соотношения совокупной величины собственных средств НКО и специально созданных участниками расчетов резервов (фондов) к совокупной сумме задолженности по предоставленным кредитам;

б) других обязательных нормативов (одного или нескольких), если их нарушение допускалось три и более раз в течение последних 12 месяцев.

Штраф в размере от 0,05 до 0,1% от размера минимального уставного капитала может быть взыскан за двукратное нарушение кредитной организацией в течение последних 12 месяцев одного или нескольких обязательных нормативов.

При однократном нарушении одного или нескольких обязательных нормативов с кредитной организации может быть взыскан штраф в размере до 0,05% от размера минимального уставного капитала в зависимости от количества нарушенных нормативов и степени их нарушения.

Если кредитной организацией одновременно допущены нарушения Инструкции № 59, размер штрафа определяется исходя из наибольшей величины штрафа, предусмотренной в соответствующих пунктах.

При однократном невыполнении кредитной организацией в установленный предписанием срок требований о соблюдении обязательных нормативов с нее взыскивается штраф в размере до 0,5% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала.

В случае невыполнения кредитной организацией установленных предписанием требований о соблюдении обязательных нормативов более одного раза в течение последних 12 месяцев с нее взыскивается штраф в размере от 0,5 до 1% от величины оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала либо применяются другие меры воздействия, предусмотренные ст. 74 Закона о ЦБ РФ и Инструкцией № 59.

Штрафные санкции к вновь созданным кредитным организациям, допускающим нарушения установленных значений обязательных нормативов, применяются по истечении шести месяцев с момента регистрации кредитной организации.

В случае выявления при проверке фактов нарушения кредитной организацией порядка определения открытой валютной позиции, приведших к превышению установленных лимитов, территориальное учреждение ЦБ РФ взыскивает штраф в размере 0,1% от размера минимального уставного капитала, если ранее за выявленное превышение установленного лимита открытой валютной позиции штрафы не взыскивались.

Штраф взыскивается с кредитной организации в случаях, если:

– при формировании резерва на возможные потери по ссудам размер сформированного резерва не соответствует его величине, необходимой для ссуды, классифицированной в соответствии с требованиями ЦБ РФ, либо кредитной организацией допущены нарушения при классификации ссуд исходя из критериев оценки кредитных рисков;

– при создании резерва под обесценение вложений в ценные бумаги размер созданного резерва не соответствует величине, требуемой ЦБ РФ, либо кредитной организацией допущены нарушения в порядке его создания;

– при формировании резервов на возможные потери размер сформированных резервов не соответствует величине, определяемой в соответствии с требованиями ЦБ РФ, либо кредитной организацией допущены нарушения в классификации отдельных элементов расчетной базы при вынесении мотивированного суждения об уровне их риска.

Территориальное учреждение ЦБ РФ вправе взыскать с кредитной организации штрафы в размерах:

– до 0,05% от размера минимального уставного капитала кредитной организации в случае, если резервы на возможные потери по ссудам, на возможные потери и под обесценение вложений в цепные бумаги созданы в размере менее 100, но не менее 80% от требуемых величин ЦБ РФ;

– от 0,05 до 0,1% – при создании резервов менее 80%.

Величина резерва, требуемая ЦБ РФ, определяется:

– при создании резерва на возможные потери по ссудам – исходя из категории риска ссудной задолженности и соответствующих процентных отчислений в резерв;

– при создании резерва под обесценение вложений в ценные бумаги – исходя из размера снижения средней рыночной цены (цены переоценки) относительно балансовой стоимости ценной бумаги, но не более 50% от ее балансовой стоимости;

– при создании резервов на возможные потери – исходя из уровня риска возможных потерь и соответствующих процентных отчислений в резерв.

Штраф взыскивается с кредитной организации по результатам инспекционной проверки за нарушения в классификации: ссуд, ценных бумаг и оценки их рыночной стоимости, отдельных элементов расчетной базы резерва на возможные потери.

Требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации направляется в случае, порядке и на условиях, установленных Законом о ЦБ РФ, Законом о банках, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Ограничение на осуществление кредитными организациями отдельных операций. Надзорный орган может ограничить на срок до шести месяцев проведение кредитной организацией отдельных операций в случае нарушения (невыполнения) кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.

Ограничение вводится на осуществление кредитной организацией одной или нескольких операций в зависимости от нарушений.

Ограничение на выполнение кредитной организацией отдельных операций предполагает установление надзорным органом количественных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответствующих счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков и др.).

Мера воздействия в виде ограничения на осуществление кредитной организацией отдельных операций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляется предписанием, в котором должна быть установлена дата начала применения указанной меры воздействия.

По истечении срока действия предписания, в тех случаях, когда результаты анализа деятельности кредитной организации не свидетельствуют об улучшении ее финансового положения, мера воздействия в виде ограничения на осуществление отдельных операций может быть введена вновь.

Запрет на осуществление отдельных банковских операций. Запрет на выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданными лицензиями, может быть введен на срок до одного года в случае невыполнения в установленный ЦБ РФ срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).

Запрет вводится на осуществление кредитной организацией одной или нескольких банковских операций в зависимости от ее финансового состояния, соблюдения требований федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ, характера рисков клиентов и кредиторов кредитной организации.

Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций означает требование территориального учреждения ЦБ РФ полностью прекратить осуществление соответствующих операций, предусмотренных выданными банковскими лицензиями, в частности, запрет на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады означает, что кредитная организация не вправе с даты, установленной предписанием, принимать новые вклады, запрет на размещение денежных средств означает лишение кредитной организации права предоставлять кредиты, займы, депозиты и т.д.

Исчисление срока запрета на осуществление отдельных банковских операций начинается с установленной предписанием даты.

Мера воздействия в виде запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляется предписанием. При введении запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций в предписании также должна быть рекомендация кредитной организации и учредителям (участникам) кредитной организации ограничить (прекратить) выплату и получение доходов (дивидендов), воздержаться от выхода из состава учредителей (участников) кредитной организации.

В случае реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков (в частности, при наличии фактов прекращения кредитной организацией выплат по своим обязательствам), непредставления кредитной организацией отчетности на две отчетные даты за последние 12 месяцев или представления недостоверной отчетности запрет на осуществление отдельных банковских операций может быть введен незамедлительно.

Мера воздействия в виде запрета на осуществление отдельных банковских операций может быть введена вновь в случаях неустранения выявленных нарушений.

Территориальное учреждение ЦБ РФ при наличии нарушений в деятельности банка, позволивших в соответствии с указанием ЦБ РФ от 31.03.2000 № 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций" классифицировать его финансовое положение по состоянию на две последние отчетные даты как критическое, должно ввести запрет на осуществление таким банком банковских операций купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

Мера воздействия должна быть применена к банку, нарушения в деятельности которого позволили отнести его к группе банков, испытывающих серьезные финансовые трудности, в случае, если:

– банк не выполнил в установленный срок предъявленного территориальным учреждением ЦБ РФ требования о разработке плана мер по финансовому оздоровлению или мероприятий по реорганизации;

– представленный план мер по финансовому оздоровлению был признан нереальным или реорганизация банков была признана нецелесообразной;

– признанный реальным план мер по финансовому оздоровлению или представленный план мероприятий по реорганизации не выполняется банком в предусмотренные планом сроки по состоянию на две последние отчетные даты.

Запрет на открытие филиалов. Мера воздействия в виде запрета на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания проблем в деятельности кредитной организации, неудовлетворительного ее финансового положения в целях ограничения риска кредиторов и клиентов кредитной организации.

Надзорный орган вправе ввести запрет на открытие филиалов сроком до одного года.

Запрет на открытие филиалов оформляется предписанием, в котором должна быть установлена дата начала применения указанной меры воздействия.

Мера воздействия в виде запрета на открытие филиалов может быть введена вновь, если по истечении срока действия предписания результаты анализа деятельности кредитной организации не свидетельствуют о ликвидации проблем, связанных с ухудшением ее деятельности.

Требование о замене руководителей кредитной организации. Надзорный орган в случаях систематического (более трех раз за последние 12 месяцев) невыполнения кредитной организацией в установленный надзорным органом срок требований предписания об устранении нарушений, приведших к ухудшению ее финансового положения и созданию реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков), выявления при проверках серьезных нарушений в организации бухгалтерского учета кредитной организации, несоблюдения федеральных законов при выполнении банковских операций, а также операций на рынке ценных бумаг может предъявить требование о замене руководителей кредитной организации (единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа).

Территориальное учреждение ЦБ РФ также вправе потребовать от кредитной организации замены руководителей кредитной организации (единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа) в следующих случаях:

– за назначение на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации лиц, предварительно не согласованных с ЦБ РФ в установленном порядке;

– за повторное нарушение в течение последних 12 месяцев кредитной организацией требований федеральных законов РФ и нормативных актов ЦБ РФ при формировании ее уставного капитала.

Требование о замене руководителей кредитной организации (единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа) оформляется в виде предписания.

В случае невыполнения предписания о замене руководителей кредитной организации в установленный срок надзорный орган применяет более жесткие меры воздействия, предусмотренные ст. 74 Закона о ЦБ РФ и Инструкцией № 59.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Отзыв лицензии на совершение банковских операций у кредитных организаций осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 20 Закона о банках.

Решению об отзыве лицензии по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 20 Закона о банках, как правило, предшествует применение к кредитной организации предупредительных и (или) принудительных мер воздействия.

Решение об отзыве лицензии по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 20 Закона о банках, может быть принято без предварительного применения иных мер воздействия в случаях, когда дальнейшее проведение кредитной организацией банковских операций создает реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов (вкладчиков), а применение иных мер в сложившейся ситуации признано ЦБ РФ нецелесообразным.

Как видим, ЦБ РФ, осуществляя контроль и надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и своих нормативных актов, в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов применяет к кредитным организациям систему мер предупредительного характера (при выявлении незначительных нарушений) – направление рекомендаций, предложений и предписаний, а также принудительных мер, которые связаны с ограничением прав кредитных организаций, определенных воздействий на механизм управления кредитной организации, с ограничением имущественные права, путем наложения штрафов, а также вплоть до принятия судом решения о полной ликвидации банка или небанковской кредитной организации.