Меры доверия
Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер доверия. Меры доверия представляют собой систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.
Начало развития институту мер доверия было положено подписанными в Вашингтоне Соглашениями между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны (30 сентября 1971 г.) и о предотвращении ядерной войны (22 июня 1973 г.), по которым устранение опасности ядерной войны было объявлено целью политики двух великих держав и в случае риска возникновения ядерного конфликта стороны обязались приступать к немедленным консультациям.
По Соглашению между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок (Москва, 31 мая 1988 г.) стороны предоставляет друг другу через Центры по уменьшению ядерной опасности уведомление не менее чем за 24 часа о запланированных дате, районе пуска и районе падения применительно к любому пуску стратегической баллистической ракеты: межконтинентальной баллистической ракеты ("МБР") или баллистической ракеты подводных лодок ("БРПЛ"). Применительно к пускам МБР или БРПЛ с суши в уведомлении указывается район, из которого планируется осуществить пуск. Применительно к пускам БРПЛ с подводных лодок в уведомлении указывается общий район, из которого будет осуществлен пуск ракеты. В уведомлении также указываются географические координаты планируемого района или районов падения боеголовок. Такой район обозначается либо географическими координатами граничных точек этого района, либо географическими координатами центра круга с указанием радиуса в километрах или морских милях. Размеры района падения определяются уведомляющей Стороной по своему усмотрению.
Действующая в Европе система мер доверия основана, прежде всего, на положениях документов СБСЕ (Заключительный акт СБСЕ, Итоговый документ Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе (1986 г.)) и ОБСЕ (Заключительный акт конференции государств — участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1999 г.). Эта система устанавливает: предварительное уведомление об определенных видах военной деятельности; осуществление наблюдения и контроля за определенными видами военной деятельности; обязательный обмен ежегодными планами военной деятельности, подлежащей уведомлению; запрет проводить деятельность, подлежащую уведомлению, но не включенную в соответствующие планы; обеспечение проверки соблюдения мер доверия.
Венские документы СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили как перечень мер доверия, так сферу их применения, и в настоящее время система мер доверия включает в себя новые институты (инспекции на месте, технический контроль и т.д.).
Новым направлением в развитии института мер доверия является концепция открытого неба. В соответствии с Договором по открытому небу (Хельсинки, 24 марта 1992 г.) государства обязались содействовать большей открытости в их военной деятельности, для чего предоставили друг другу право проводить определенное число наблюдательных полетов невооруженных самолетов над своей территорией. Учреждается также Консультативная комиссия по открытому небу, рассматривающая вопросы по соблюдению Договора.
Происходит расширение института мер доверия. Так, участники Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы (Шанхай, 26 апреля 1996 г.) принимают следующие меры: обмениваются информацией о согласованных компонентах вооруженных сил и пограничных войск; не проводят военные учения, направленные против другой стороны; ограничивают масштабы, географические пределы и количество войсковых учений; уведомляют о крупномасштабной военной деятельности и перемещениях войск, вызванных чрезвычайной ситуацией; уведомляют о временном вводе войск и вооружений в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии границы между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны; взаимно приглашают наблюдателей на войсковые учения; уведомляют о временном заходе боевых речных кораблей военно-морского флота в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии Восточной части российско-китайской границы; принимают меры по предотвращению опасной военной деятельности; осуществляют другие согласованные Сторонами меры доверия.
В систему мер доверия можно включать и обмен информацией о пусках ракет. Так, по Соглашению о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющиеся стратегическими баллистическими ракетами (Нью-Йорк, 26 сентября 1997 г.), государства предоставляют друг другу уведомления об испытательных полигонах и иных районах испытаний, на которых будут проводиться пуски ракет — перехватчиков систем, подпадающих под действие Соглашения. Такие уведомления предоставляются не позднее, чем за 90 дней до первого пуска ракеты-перехватчика системы, подпадающей под действие Соглашения, на каждом испытательном полигоне.
Согласно Меморандуму о договоренности между Россией и США о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждение и уведомления о пусках ракет (2000 г.) с целью организации непрерывного обмена информацией о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей, получаемой от систем раннего предупреждения Россией и США, а также для возможного обеспечения реализации многостороннего режима обмена уведомлениями о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей в Москве создай совместный центр обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках ракет.