Лекция V. Менеджмент в культурно-просветительной и досуговой сфере
Ситуация с музеями но всей территории Российской Федерации очень неоднородна. Наряду с ведущими, работающими на уровне мировых стандартов, мы имеем множество музеев, которые едва выживают в сложных современных условиях. Сокращение государственного финансирования затронуло весь спектр существующих отношений и практик музея, обернулось низким статусом и низкой оплатой труда музейных специалистов. Перед музеями во весь рост встала задача привлечения внебюджетных средств. Конечно, в наиболее выгодном положении оказались крупнейшие московские и петербургские музеи, имеющие международный статус и сами по себе являющиеся брендами России в мировом сообществе. Их поддерживают такие же крупные спонсоры, и обе стороны извлекают из своего сотрудничества немалую выгоду. Судьба музеев регионального и муниципального подчинения оказалась зависимой от множества факторов, и в первую очередь от того, насколько встроенной оказалась их деятельность в программу социально-экономического развития региона.
Сохраняя наследие, предлагая яркие, нестандартные решения в области культурных практик, музеи способны стать фактором, влияющим на рост доходности территорий, на инвестиционную привлекательность регионов. Практика показывает, что музеи, переосмыслившие свою концепцию, активно внедряющие новые методики, расширяющие сферу своей деятельности и вовлекающие в эту сферу всевозможных новых партнеров, находят свою нишу в формирующейся культурной среде территории и оказываются востребованными местным сообществом.
Если обратиться к опыту других стран, то мы увидим, что, несмотря на повсеместное сокращение государственного финансирования, количество музеев увеличивается. При этом меняется сам взгляд на музеи, расширяется и видоизменяется само понятие "музей". В ответ на вызовы глобализации по всему миру десятками и сотнями возникают небольшие местные музеи. Они создаются по инициативе общественных организаций, краеведов, руководителей фирм, заинтересованных в возрождении интереса к малой родине, в утверждении ценности местных традиций и достижений, их неповторимости в контексте общемировой культуры. Новые музеи возникают в исторически молодых населенных пунктах. Стремясь вписаться в общемировое культурное пространство, они музеефицируют свои достижения.
Одна из главных тенденций развития современных музеев — переход от концепции созерцания к концепции участия: посетители включаются в активную деятельность. В качестве примера можно привести музей "Латениум" в Швейцарии. Расположенный на берегу Невшательского озера, где находилась древняя кельтская стоянка, музей включает в себя и археологический парк — реконструкцию лагеря доисторических охотников, жилого дома бронзовой эпохи, могилы железной эпохи, лодку галло-римского типа и т.п. В археологическом парке посетитель может практически познакомиться с методами научных исследований, такими как датировка, консервация, реставрация, и поэкспериментировать с ними. Для школьников проводятся лекции по римской истории, биологии, археологии и т.д.
В этой связи необходимо подчеркнуть и другое важное направление деятельности музеев — обслуживание обязательной школьной программы (уроки географии, истории и т.н.). В музейных мастерских дети могут самостоятельно добывать дополнительную информацию о музейных экспонатах, осваивать технологические процессы, связанные с этими экспонатами. Школьная аудитория рассматривается как один из основных сегментов музейной аудитории во всем мире. Такая установка имеет сильное стратегическое преимущество: она закладывает фундамент будущего. Бывшие школьники, став взрослыми, обязательно будут приходить в этот музей снова, приводить туда своих детей и внуков.
Еще одна новая, очень интересная тенденция — возрождение интереса к семейным ценностям. Она тесно связана с темой малой родины и с работой по сохранению исторической памяти. Это направление деятельности развивается музеями небольших населенных пунктов: малых городов, поселков, районных центров. Оно служит процессу самоидентификации местного населения, его привязанности к земле своих предков, преемственности поколений.
Расширение концепции музеев нашло выражение в музеефикации территориальных комплексов. Это возможно при участии спонсоров и развитии государственно-частного партнерства. В едином проекте, культурном и коммерческом одновременно, объединяются музей, архитектурные сооружения, ландшафт, культурные производства, индустрия питания и развлечений. Этот путь показал свою перспективность на примере ведущих музеев России — Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Разнообразие музеев и расширение спектра их "услуг" становится стимулом для развития индустрии туризма, фактором культурного и экономического преуспеяния страны.
Зарубежный опыт
Музейная отрасль, взаимодействуя с туристической, все больше превращается в сектор экономики. Например, в музеях Великобритании, которых насчитывается 1848 единиц, зарубежные туристы оставляют ежегодно свыше 350 млн фунтов стерлингов.
В широкую практику вошло создание "музейных мастерских" (Workshops) — еще одно концептуальное новшество, которое означает смену объекта музеефикации: происходит музеефикация технологии, а не предмета. В музейных мастерских можно непосредственно наблюдать производственный процесс и даже участвовать в нем. Быстрая эволюция технологий привела к осознанию обществом проблемы защиты исторического наследия, в том числе технологического. Использование музейных мастерских повышает эффективность музейных программ: вовлечение в производственный процесс, связанный с музейным предметом, обеспечивает лучшее запоминание информации о нем.
Музеефицирование технологий стало базой сотрудничества и взаимной выгоды спонсоров и музеев. Частый пример такого альянса — магазин, продающий товар, имеющий отношение к выставочной теме. В этом случае музей выступает инструментом продвижения новых технологий на современный рынок. Один из вариантов такого альянса — автомобильные музеи в Германии. Немецкие концерны по производству автомобилей ставят перед собой определенную цель, например потеснить японских конкурентов. Для этого они создают музеи, призванные напомнить потребителям о традиционных немецких брендах и об их производителях. Чемпионат мира по футболу 2006 г., проходивший в 12 городах Германии, стал поводом для строительства музеев и обновления уже имеющихся экспозиций крупнейшими немецкими фирмами "Даймлер-Крайслер", "БМВ", "Фольксваген", "Порше". Этот факт свидетельствует о привлечении еще одного партнера — спортивного события, которое также приобрело спонсорскую помощь от автомобильных фирм в обмен на использование своего бренда.
Обращает на себя внимание растущая тенденция межуровневого взаимодействия музеев. Ассоциации местных, национальных и международных музеев совместно формулируют концепцию коммуникационной политики и разрабатывают совместные программы.
Вопросы практики
Крупные музеи превращаются в многонациональные корпорации. Примером этого служит научно-просветительная деятельность Государственного Эрмитажа за границей: музей открыл свои выставочные площадки в Амстердаме, Ферраре и других городах.
Основываясь на принципах взаимодополняемости коллекций, совместную деятельность ведут Государственный Эрмитаж, Венский музей истории искусства и Музей Гуггенхайма. На региональном уровне межуровневое взаимодействие музеев выглядит как включение в популярные туристические маршруты малоизвестных и отдаленных музеев. Таким образом составлены, например, туристические маршруты в Ленинградской области.
Заметным событием для культурной среды территорий становятся музейные мероприятия, получившие название "Ночь музеев". Эти события организуются совместными усилиями музейного сообщества и городских властей. Впервые "Ночь музеев" прошла в немецких музеях в 2000 г., в том же году ее подхватили Швейцария и Франция. В настоящее время культурная акция "Ночь музеев" существует как международный проект, в ней принимают участие несколько сот музеев Европы и стран СНГ. Посетителям музеев предлагаются разнообразные программы — театрализованные представления, концерты, необычные экскурсии. С каждым годом эти мероприятия привлекают все большее количество участников-партнеров, волонтеров и посетителей.
В своей деятельности музеи активно используют информационные технологии. Интернет, видеофильмы, информационные программы, репродукции музейных экспонатов, каталоги расширяют пределы музейного пространства, служат образовательным и популяризаторским целям музеев.
"Концепция соучастия" — действенный инструмент менеджмента музея. Не являясь коммерческой организацией, музей привлекает к делам своего управления все заинтересованные группы общества: органы муниципальной власти и местного самоуправления, представителей научного сообщества, коллекционеров, посетителей музея и т.д. Координация деятельности этих групп требует создания попечительского совета, который превращается фактически в высший руководящий орган музея. Совет назначает директора музея, формулирует стратегию развития, утверждает бюджет и т.п. Попечительский совет играет важную роль в продвижении музея на финансовом рынке и в лоббировании его интересов во властных структурах. Роль топ-менеджера музея в отношениях с попечительским советом заключается в представлении профессиональной точки зрения, подготовке информации и организации работы совета.