Менеджмент-консалтинг

Консультант – это специалист в определенней области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Первые консультационные компании по управлению появились более 100 лет тому назад.

Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Именно ростом неопределенности и сложностью среды бизнеса обусловлен громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире за последние 15 лет. Все эти годы среднегодовые темпы роста объема продаж в данной отрасли более чем в 2 раза превышали средние темпы роста бизнеса в целом. Только за 1993–1995 гг. объем услуг, проданных в отрасли управленческого консалтинга в мире, без учета России и США, возрос с 25 млрд до 40 млрд долл. В этой отрасли в мире занято примерно от 140 тыс. до 200 тыс. профессионалов.

В России в 1995 г. было зарегистрировано 175 фирм, осуществляющих управленческий консалтинг, с общей численностью персонала около 2500, включая примерно 400 специалистов, чего, по нашему мнению, совершенно не достаточно.

Однако со второй половины 1998 г. рынок аудиторских консалтинговых услуг в России стал стремительно развиваться. Уже в первом полугодии 2000 г. объем совокупной выручки этих услуг лишь на рынке крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКТ) составил 1169 млн руб., в первом полугодии 2001 г. – 1926 млн, а в первом полугодии 2002 г. достиг 2800 млн руб. За этот период несколько возрос удельный вес консалтинговых услуг (с 45 до 53%) и снизилась доля аудита (с 55 до 47%).

За 2004 г. общий объем выручки 150 компаний России, обозначенных в списке крупнейших, вырос по сравнению с 2003 г. на 47% и составил 26 млрд руб., а в 2010 г. – 88,0 млрд руб. (только по 150 крупнейшим консалтинговым компаниям).

Интересно проследить, как менялся спрос на управленческий консалтинг в России за последние годы. В начале 1990-х гг. наиболее востребованными были консалтинговые услуги в области приватизации, корпоративных финансов и оптимизации налогообложения. После кризиса 2008–2009 гг. предприятиям больше всего понадобился консалтинг в области маркетинга.

В то же время вопросы стратегии развития предприятий, оптимизации их организационной управленческой структуры, консультирование по которым следует лишь за полным приведением в порядок финансового управления, возникали, как правило, лишь у крупных предприятий и холдингов. Предприятия малого и среднего бизнеса в силу ограниченности своих возможностей обращались за услугами консультантов гораздо реже, главным образом за консультациями аудиторов и по поводу тривиальной налоговой экономии. Между тем на рынке консультационных услуг было недостаточно востребовано предложение в самой привлекательной для консультантов области – стратегического управленческого планирования и развития.

Общая выручка 150 крупнейших консалтинговых компаний составила 88 млрд руб. Наибольший рост принесли услуги в области управления персоналом (темпы роста – 30%), финансами (23%) и стратегический (22% соответственно).

Динамика роста рынка консалтинга выходит на докризисный уровень (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Темпы роста выручки участников рейтингов по итогам 2009 и 2010 гг., %

Источник: Эксперт. 2011. № 14. С. 118.

В 2010 г. доходы росли почти на всех сегментах консалтинга (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Темпы роста выручки участников рейтинга по видам консалтинга за 2010 г.

Источник: Эксперт. 2011. № 14. С. 118.

Как сказано выше, наибольший рост обеспечил консалтинг в области управления персоналом. За 2010 г. объем услуг здесь составил 1,6 млрд руб. Среди наиболее востребованных работ – оценка кадрового потенциала организации, разработка программ повышения производительности труда и персональной эффективности менеджеров.

Финансовый консалтинг в 2010 г. превышал 6,5 млрд руб. Наибольшим спросом здесь пользуются услуги по улучшению результатов хозяйственной деятельности и управлению рисками. Также повышенный спрос в этом сегменте наблюдался в области внедрения и поставки систем финансового планирования и бюджетирования, системы контроля издержек, внутреннего контроля, а также аутсорсинга функций учета. Все это связано со стремлением заказчика к сокращению издержек и повышению эффективности бизнеса в условиях посткризисного развития.

Выручка стратегического консалтинга составила в 2010 г. 2,6 млрд руб. Это связано с переосмыслением роли стратегического курса, новыми стратегическими целями и миссией компаний. Собственники нанимают консультантов с тем, чтобы они помогли правильно скомпоновать бизнес, объединить активы в понятную структуру, которой можно управлять на основе целевых показателей, определяющих прибыльность и прозрачность.

Наблюдается весьма важная тенденция: приоритет консалтинговых компаний сместился с крупного бизнеса на средний. Если ранее средний бизнес занимался главным образом так называемой лоскутной реорганизацией бизнес-процессов, то теперь такие фирмы нередко обращаются за комплексными проектами, и обусловлено это не только накоплением средств. Сегодня, в условиях жесткой конкуренции, автоматизация – необходимое условие выживания.

За последнее время деятельность компаний все чаще сдерживают проблемы, связанные с персоналом, и лишь затем – недостатки системы управления. Все большим спросом у предприятий пользуются программы повышения производительности и эффективности каждого работника, каждого подразделения. Растет спрос на услуги по организационному дизайну и дизайну рабочих мест. Согласно совместному исследованию "Эксперт РА" и консалтинговой компании BKG сдерживающими факторами дальнейшего развития директора компаний из "Эксперт-200" считают:

• несоответствие организационной структуры системы управления компанией требованиям современного бизнеса (83%);

• недостаточную квалификацию персонала компании (78%). Лишь затем, как следствие, следуют низкая конкурентоспособность предприятия и низкая эффективность инвестиций (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Основные проблемы руководителей крупных компаний

Источник: "Эксперт РА". BKG.

В промышленно развитых странах вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, чем вложения в новое оборудование или в передовую технологию. В России в современных условиях имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдается парадоксальная ситуация: многие предприятия находятся в тяжелом экономическом положении по причинам нередко организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям и не используют при этом имеющийся интеллектуальный потенциал.

Те руководители, кто своевременно обратились за помощью к консультантам, уже ощутили пользу и экономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программ оздоровления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финансовой политики.

Консалтинговые услуги могут осуществляться и в форме разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов, содержащих такие этапы, как:

• диагностика проблем;

• разработка решений проекта;

• осуществление решений проекта.

Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.