Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют равный доступ к государственной службе, который обеспечивается конкурсным порядком поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции РФ).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Федеральными законами о видах государственной службы обеспечивается реализация следующих принципов построения и функционирования системы государственной службы:
– федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (далее – государственные органы);
– законность:
– приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
– равный доступ граждан к государственной службе;
– единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
– взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
– открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
– профессионализм и компетентность государственных служащих;
– защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Федеральными законами о видах государственной службы могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
Согласно ст. 71 (п. "т") Конституции РФ федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). Исходя из и. 4 ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" в ведении Российской Федерации находятся как правовое регулирование, так и организация федеральной государственной гражданской службы.
В отличие от федеральной государственной гражданской службы правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация – в ведении субъекта РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации"),
В настоящее время в систему федерального законодательства по вопросам государственной гражданской службы входят:
– Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
– Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
– Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции";
– Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию";
– Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ΦЗ "О противодействии коррупции";
– Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
– Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
– Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных";
– Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ΦЗ;
а также ряд указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти.
В некоторых федеральных государственных органах до настоящего времени остаются неурегулированными ряд вопросов прохождения в них гражданской службы. В частности, отсутствуют приказы:
– о квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ч. 6 ст. 12);
– перечне должностей гражданских служащих, помимо высших и главных, для которых в соответствии со служебным распорядком государственного органа устанавливается ненормированный служебный день (ч. 3 ст. 45);
– примерных должностных регламентах гражданских служащих (ч. 5 ст. 47);
– порядке и размерах выплат единовременного поощрения (ч. 3 ст. 55);
– порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы (ч. 7 ст. 50);
– порядке рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов в отношении гражданских служащих территориальных органов;
– порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений (ч. 5 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ[1]. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Прохождение гражданской службы связано с рядом ограничений для государственных служащих, а всякое ограничение прав личности допускается лишь по федеральному закону, о чем гласит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Ограничения для государственных служащих изложены в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В настоящее время продолжается работа по созданию нормативной правовой основы, регулирующей вопросы государственной службы РФ. Приняты указы Президента РФ: "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"[2] (вместо Указа Президента РФ от 9 апреля 1997 г. № 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих"); "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы"[3]; "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в Аппарате Правительства Российской
Федерации"[4] и др. – по отдельным должностям государственной службы, принят федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, членов их семей, приняты постановления Правительства РФ о порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим субсидии на приобретение жилой площади и др. (всего более двух десятков нормативных правовых документов).