Механизм установления равновесия

Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия, когда под воздействием изменения факторов спроса или предложения рынок выходит из этого состояния. Существуют два основных варианта диспропорции между спросом и предложением: избыток и дефицит товара.

Избыток (излишек) товара - это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей. В выигрыше остается тот, кто предлагает более выгодные условия реализации товара. Таким образом рынок стремится вернуться в состояние равновесия.

Дефицит товара - в этом случае величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникает соревнование уже между покупателями за возможность приобрести дефицитный товар. Побеждает тот, кто предлагает более высокую цену за данный товар. Возросшая цена привлекает к нему внимание производителей, которые начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение товара. В результате система возвращается в состояние равновесия.

Таким образом, цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулируя расширение производства и предложения товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишков.

Уравновешивающая роль цены проявляется как через спрос, так и через предложение.

Предположим, что равновесие, установившееся на нашем рынке, было нарушено - под воздействием каких-либо факторов (например, рост доходов) произошло увеличение спроса, в результате его кривая сместилась из О, в (рис. 4.3 а), а предложение осталось неизменным.

Если цена данного товара не изменилась сразу же после смещения кривой спроса, то вслед за ростом спроса возникнет ситуация, когда по прежней цене Р{ количество товара, которое каждый из покупателей теперь может приобрести (О/)) превышает тот объем, который могут предложить при данной цене производители данного товара (О^. Величина спроса теперь будет превышать величину предложения данного товара, что означает возникновение дефицита товара в размере В^=0,о - ()3 на данном рынке.

Дефицит товаров, как мы уже знаем, приводит к конкуренции между покупателями за возможность приобретения данного товара, что приводит к росту рыночных цен. В соответствии с законом предложения реакцией продавцов на повышение цены будет увеличение объема предлагаемого товара. На графике это будет выражено передвижением точки рыночного равновесия Ех вдоль кривой предложения до ее пересечения с новой кривой спроса 02, где и будет достигнуто новое равновесие данного рынка Е2 с равновесным количеством товаров (Л, и равновесной ценой Р2.

Рис. 4.3. Смещение точки равновесной цены

Рассмотрим ситуацию, когда равновесное состояние будет нарушено со стороны предложения.

Предположим, что под воздействием каких-то факторов произошло увеличение предложения, в результате его кривая сместилась вправо из положения 5, в 5" а спрос остался неизменным (рис. 4.3 б).

При условии сохранения рыночной цены на прежнем уровне (Р,) рост предложения приведет к избытку товара в размере 5,, = _ £?/>o В результате возникает конкуренция продавцов, приводящая к снижению рыночной цены (с Р, до Р,) и росту объема продаваемого товара. На графике это будет отражено перемещением точки рыночного равновесия Р, вдоль кривой спроса до ее пересечения с новой кривой предложения, что приведет к установлению нового равновесия Е2 с параметрами ()0 и Р2.

Аналогично можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров уменьшения спроса и уменьшения предложения.

В учебной литературе сформулированы четыре правила взаимодействия спроса и предложения.

1. Увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товаров.

2. Уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров.

3. Увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров.

4. Сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.

Возвращению цены к рыночному равновесному уровню в основном могут препятствовать следующие обстоятельства:

1) административное регулирование цен;

2) монополизм производителя или потребителя, позволяющий удерживать монопольную цену, которая может быть как искусственно завышенной, так и заниженной.