Законодательство о рекламе. Федеральный закон "0 рекламе"

Реклама – распространяемая любым способом, в любой форме, с помощью любых средств информация о товаре, средствах его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, результатах интеллектуальной деятельности либо мероприятии, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование ши поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынке товаров, работ, услуг в Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-Φ3 "О рекламе".

Целями данного закона являются: развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции; обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства; реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы; создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы; предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона "О рекламе" и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, издаваемыми в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

В той части, в какой эти отношения относятся к единому экономическому пространству, свободе перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности, их правовое регулирование является предметом гражданского права и относится к ведению Российской Федерации.

Вместе с тем рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений и относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения РФ, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ (в том числе ст. 72, 73, 76). Органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью (в силу положений ст. 130, 132, 133 Конституции РФ).

Федеральный закон "О рекламе" устанавливает:

• общие и специальные требования к рекламе;

• особенности отдельных способов распространения рекламы;

• государственный надзор и саморегулирование в области рекламы;

• ответственность за ненадлежащую рекламу.

Наиболее важные общие требования к рекламе следующие:

• она должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются;

не должна побуждать граждан к насилию, жестокости, совершению противоправных действий, угрожать безопасности движения всех видов транспорта, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, содержать информацию порнографического характера;

не допускаются; использование иностранных слов и выражений, искажающих смысл информации; указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или местного самоуправления;

• не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

• не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы,

• допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-Φ3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в предназначенных для детей организациях или на расстоянии менее ста метров от границ территорий этих организаций;

• при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства и законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Закон вводит понятие "ненадлежащая реклама": реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ. Ненадлежащей рекламой является недобросовестная, недостоверная, скрытая, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. Ненадлежащая реклама не допускается.

Степень искажения объективных характеристик объекта рекламы в образе, сформированном ненадлежащей рекламой, иллюстрируется на рис. 6.4.

Недобросовестной является реклама, которая:

• содержит некорректные сведения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

• порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

• представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рек-

Рис. 6.4. Степень искажения объективных характеристик объекта рекламы в образе, сформированном ненадлежащей рекламой

ламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

• является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения, в частности:

• о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовлении, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

• об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

• о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размерах скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

• об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

• о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

• об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

• о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), и символов международных организаций;

• о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

• об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов и иных наград;

• о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

• о результатах исследований и испытаний;

• о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

• о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

• об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

• о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

• об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Скрытой является реклама, которая оказывает неосознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи).

Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Учитывая массовость и особенности некоторых видов рекламы, в законе установлены специфические требования к рекламе в радиотелепрограммах, периодических печатных изданиях, на транспортных средствах и почтовых отправлениях, к наружной рекламе, рекламе отдельных видов товаров (алкогольных напитков, табачных изделий, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, биологически активных и пищевых добавок, продуктов детского питания, оружия, вооружения и боевой техники), рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг, а также к социальной рекламе (направленной па достижение благотворительных целей). Установлены специфические требования к рекламе и в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта.

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:

• содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

• умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление активами, не должна содержать:

• документально не подтвержденную информацию, если она непосредственно относится к управлению активами;

информацию о результатах управления активами (в том числе об их изменении или о сравнении в прошлом и (или) в текущий момент), не основанную на расчетах доходности, произведенных в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а в случаях, установленных федеральным законом, – определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами Банка России;

• информацию о гарантиях надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с указанными инвестициями;

• информацию о возможных выгодах, связанных с методами управления активами и (или) осуществлением иной деятельности;

• заявления о возможности достижения в будущем результатов управления активами, аналогичных достигнутым результатам.

В рекламе ценных бумаг не должно быть:

• обещаний выплаты дивидендов по акциям, а также дохода по иным ценным бумагам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске или дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг, правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами или правилами доверительного управления ипотечным покрытием либо зафиксирована в ценных бумагах;

• прогнозов роста курсовой стоимости ценных бумаг.

Реклама эмиссионных ценных бумаг не допускается до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется.

Объективной основой отношений между рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, а также между ними и антимонопольными органами, осуществляющими государственный контроль в области рекламы, является технологическая цепь процессов рекламной деятельности (рис. 6.5). Сердцевиной этих отношений являются меры по обеспечению достоверности рекламной информации. При представлении рекламной информации для производства и распространения рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставлять документальные подтверждения достоверности рекламной информации и соответствия рекламы требованиям закона о рекламе.

Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара, а также при рекламе самого рекламодателя последний обязан предоставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной копии.

При выявлении рекламопроизводителем обстоятельств, которые могут привести к нарушению законодательства, он обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего при производстве рекламы может привести к нарушению законодательства РФ о рекламе.

Рис. 6.5. Технологическая цепь процессов рекламной деятельности

Если рекламодатель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение рекламопроизводителя, не изменит свое требование (требования) к рекламе либо не представит по требованию рекламопроизводителя документальное подтверждение достоверности предоставляемой для производства рекламы информации, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут сделать рекламу ненадлежащей, рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.

Рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители и иные лица в целях представительства и защиты своих интересов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением объединяются в саморегулируемые организации, создаваемые в форме ассоциаций, союзов или некоммерческих партнерств.

Государственный надзор в области рекламы осуществляет федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Основная задача надзора – предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы. К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с законодательством РФ осуществлять в пределах своей компетенции функции по защите прав потребителей и пресечению недобросовестной конкуренции, вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики. Кроме того, к разработке требований к рекламе, проведению независимой экспертизы, контролю в области рекламы привлекаются саморегулируемые организации. Эти органы вправе предъявлять иски в суд (арбитражный суд) в интересах потребителей рекламы в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством РФ о рекламе.

Контрреклама

В случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу (публичное опровержение недостоверной рекламы) в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.

Контрреклама осуществляется, как правило, при помощи того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. ОГЛАВЛЕНИЕ контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения.

Механизм контррекламы иллюстрируется на рис. 6.6.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственность.

Рис. 6.6. Исправление созданного ненадлежащей рекламой образа ее объекта посредством контррекламы

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Кодекс РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о рекламе предусматривает административную ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя – наложение административного штрафа на граждан в размере от 2,0 тыс. до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 4,0 тыс. до 20,0 тыс. руб.; на юридических лиц – от 40,0 тыс. до 500,0 тыс. руб.