Механизм международного регулирования цен
Механизмы регулирования цен на мировых рынках. Основной организационный механизм, воздействующий на ценообразование на мировых рынках, — это международные правила, которые вырабатываются с участием ВТО через либерализацию торговли (устранение торговых пошлин). Регулированием цен занимаются и другие международные организации, воздействуя на них косвенно через объем производства продукта (так действует ОПЕК). При этом непрерывно растущее значение сырьевых товаров для национальных экономик все больше перемещает их в центр внимания политики как на международном, так и на национальном уровне, делает объектом теоретического экономического анализа. Другое следствие обнаруживающегося дефицита ряда продуктов стратегического сырья — это выявляющаяся необходимость международного регулирования цен на эти товары и товарные группы.
Следует отметить, что динамика цен на сырье, как правило, носит циклический характер. В то же время участившиеся военно-политические конфликты указывают на возможность повышения степени нестабильности рыночной конъюнктуры и, следовательно, роста неустойчивости цен в рамках международной торговли сырьем. Спады и взлеты цен, приходящиеся на военно-политические конфликты, отражаются в целом на динамике движения мирового делового цикла. Кроме того, после распада ряда ассоциаций экспортеров, действовавших на основе соответствующих международных соглашений, международная торговля сырьем все в меньших масштабах осуществляется с использованием механизмов стабилизации цен. В отдельных случаях страны — производители сырья — самостоятельно прибегают к использованию механизма товарных соглашений для регулирования предложения и рыночных цен в попытках стабилизировать поступления от сырьевого экспорта и стимулировать их рост. Хотя в последние годы подобные соглашения по алюминию, кофе и олову функционировали более или менее успешно, многие из них оказались непрочными в условиях резких колебаний предложения и в тех случаях, когда между участниками возникают разногласия по поводу целей, стратегий и распределения расходов и выгод.
Производители также пытаются страховаться от связанных с колебаниями цен рисков путем хеджирования на фьючерсных рынках. Рынки фьючерсов на сельскохозяйственную продукцию и минеральное сырье уже сложились в развитых и отдельных развивающихся странах, и, соответственно, в последние годы мировая торговля, связанная с сырьем и производными финансовыми инструментами, расширилась. Новые рынки, на которых заключаются и обращаются фьючерсы или происходит выпуск дополнительных финансовых инструментов, возникли в Аргентине, Зимбабве, Малайзии и Южной Африке, Венгрии, Польше и ряде других стран. Делаются попытки регулировать цены на алюминий. Так, крупные корпорации — производители алюминия — подписали меморандум, в котором содержались рекомендации относительно объемов производства этого продукта. Хотя документ не был обязывающим, стороны придерживались его положений, благодаря чему удалось в определенной степени стабилизировать рынок алюминия.
В 1990-е гг. были заключены международные товарные соглашения по какао и кофе, хотя и без прежних положений о механизме поддержки цен, таких как буферные запасы и экспортный контроль. В марте 1998 г. страны — члены Международной организации по какао (МОК), руководствуясь положениями ст. 29 Международного соглашения по какао 1993 г., выработали план под названием Управление производством какао. В нем установлены конкретные целевые показатели производства, потребления и накопления запасов какао, которые позволят снизить объем поставок, превышающий спрос, и поддерживать стабильное отношение между спросом и предложением во всем мире.
Основные страны — члены Ассоциации стран — производителей кофе установили ограничения на экспорт кофе. Однако повышение цен на этот продукт в некоторые периоды по большей части было обусловлено не применением механизма сдерживания экспорта, а снижением производства в результате неблагоприятных погодных условий и повышенным спросом в странах-производителях. Кроме того, несколько стран с низким уровнем дохода и сильной зависимостью от экспорта сырья, входящих в группу основных производителей кофе, обычно игнорируют установленные экспортные ограничения, пытаясь таким образом получить дополнительные валютные поступления в периоды повышения цен.
Но не всегда специальные соглашения отраслевого характера действуют с нужным эффектом. Вот один лишь пример: с февраля 1978 г. вступило в силу третье Международное соглашение но натуральному каучуку (МСНК). Его участниками являются шесть стран-экспортеров, на долю которых приходится 99% мирового производства, и 16 стран-потребителей, в том числе такие крупные импортеры, как ЕС и США. МСНК — единственное международное товарное соглашение, предусматривающее механизм создания буферных запасов. В 2002 г. Индонезия, Малайзия и Таиланд создали Международную трехстороннюю каучуковую организацию (ITRO). Тем не менее цены на каучук снижались вплоть до 2002 г., когда новый спрос на этот продукт вызвал, соответственно, и новый рост цен на него в 2003—2007 гг.
В последние годы выявилась необходимость уделять больше внимания финансовым инструментам, охватывающим торговлю сырьем. Операции с товарными фьючерсами и другими производными финансовыми инструментами, связанными с сырьем, вызывали периодическое колебание цен на сырьевых рынках. Двумя наиболее широко освещавшимися событиями в этой сфере стали крах открытой акционерной компании с ограниченной ответственностью "Беринге" в 1995 г. и инцидент с компанией "Сумимото" в 1996 г., которые привели к огромным убыткам материнских корпораций и биржевиков на рынке меди. После этих двух событий, а также после финансового кризиса в Азии в 1997 г., регулирующие органы в ряде стран стали принимать меры по усилению международного надзора за глобальными финансовыми и сырьевыми рынками.
Важный шаг в этом направлении был сделан в период между 1997 и 2003 гг., когда представители регулирующих органов ЕС, Японии, США и некоторых развивающихся стран приняли ряд положений, равнозначных международным стандартам в области надзора за функционированием рынков производных финансовых инструментов, связанных с сырьевыми товарами. Достигнутые договоренности включают базовые регулирующие положения, основанные на общепризнанной "наилучшей практике" в области составления контрактов по производным финансовым инструментам, положения о надзоре за состоянием рынков и положения об обмене информацией между регулирующими органами в целях выявления потенциально дестабилизирующих рыночных ситуаций и торговой практики. В последующий период (2004—2005 гг.) страны взяли на себя специальные обязательства по согласованию национального законодательства с принятыми положениями, чтобы обеспечить полное выполнение достигнутых соглашений, но такого рода обязательства, как показывает практика, выполняются не всегда и не в полном объеме. В рамках нового раунда торговых переговоров ВТО в Дохе (Катар), а также в соответствии с Монтеррейским консенсусом страны приняли обязательства увеличить финансовое содействие развитию торговли, однако оно оказалось невыполненным.