Законодательство – регулирующий и информационный ресурс в развитии процессов инноваций и глобализации
Все, что было сказано выше относительно связи информатизации и упорядочения системы исполнительной власти, приобретает еще большую остроту в условиях решения задач инноваций во всех направлениях жизни общества и неизбежности процессов его глобализации. Наиболее ощутимыми сферами глобализации, как на более ранней стадии – областями конвергенции, являются сферы экономических отношений, распространения знаний и обмена научными открытиями, миграционные процессы, обмен и открытость культурного достояния разных стран и частных коллекций. В связи с этим общество озабочено установлением и соблюдением общего порядка охраны прав интеллектуальной собственности, сближением методов обеспечения прав граждан не только в пределах внутреннего государственного пространства, но и во внешнем мире для каждого человека. Основой для решения этих задач является право и его наиболее активная часть – законодательство.
Всемирные встречи но проблеме информационного общества уделяют этому вопросу должное внимание. Сама сфера закона и системы законодательства разных стран вступили в период наиболее активного взаимодействия и гармонизации. Это очевидно на примере Европейского союза. Это прослеживается и на усвоении наиболее рациональных сторон законодательства стран общего права и права континентального. С одной стороны, повышается значение прецедента в практике кодифицированного права, с другой – значение нормативных решений в странах общего права.
Всемирный саммит по информационному обществу уделяет серьезное внимание проблеме права и его роли в урегулировании процессов глобализации. "Верховенство права станет реальностью, когда государственное регулирование и саморегулирование, опираясь на национальное законодательство и международные нормы, создадут предпосылки для выработки четкой нормативно-правовой базы при полном уважении прав человека" – такова установка политического послания Комитета министров Всемирному саммиту по информационному обществу от 19 июня 2003 г. Это положение было подтверждено па первой Всемирной встрече по информационному обществу в Женеве (по инициативе российской делегации) и вошло в решения конференции летом 2005 г. в Санкт-Петербурге, предшествующей второй встрече, намеченной на конец 2005 г. в Тунисе.
Право и особенно законодательство – живой и достаточно чувствительный организм относительно изменений, происходящих в современном обществе. Об этом свидетельствует его дихотомическая природа. Она проявляется в том, что, с одной стороны, закон, законодательство является мощным регулирующим отношения средством, поддержанным всеми механизмами государства. А с другой – право и весь его арсенал (от доктрин до норм закона и правоприменительных актов) является наиболее важной частью информации, информационного ресурса каждой страны, а в части международных норм – всего информационного достояния мира.
Как часть информационного ресурса законодательство подвержено влиянию процессов, порождаемых действием информационных и телекоммуникативных технологий, и обретает более стройную систему на основе технологических преобразований в информационной инфраструктуре и в самой информации. А будучи средством регулирования общественных отношений, средством упорядочения взаимодействия и связей самых разных субъектов в мире, право обладает силой воздействия на информационные процессы, на их глобализацию в широких масштабах. Такая сложная природа права и законодательства предъявляет особые требования к работе в области нормотворчества в условиях информатизации. Закон должен опережать эволюцию отношений в новых условиях и создавать условия для наиболее безболезненного развития позитивных признаков будущего.
Учитывая усложнение и ускорение отношений в связи с развитием информационных технологий, законодатель должен своевременно и четко реагировать и на процессы, усложняющие криминогенную ситуацию в условиях информатизации.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, в Стратегии национальной безопасности отмечается, что серьезную опасность представляет стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. Одной из актуальных задач государственной информационной политики является создание эффективной государственной системы обеспечения безопасности в информационно-психологическом пространстве, способной противостоять таким акциям.
Информационная безопасность сегодня стала стратегической категорией, составной таких комплексных понятий, как "международная безопасность" и "национальная безопасность". Она может рассматриваться в аспекте социально-экономического развития, сохранения и защиты технической и языковой информации, влияний информационных потоков на массовое и индивидуальное сознание, мониторинга и классификации компьютерных и сетевых угроз, новых видов вооружения и предупреждения информационных войн. Сегодня актуальной становится задача обеспечения защиты от нового вида "оружия массового поражения" – информационного, которое можно использовать для поражения информационно-коммуникационных систем, общественного сознания и системы его формирования, личности и индивидуального сознания.
Информационная безопасность каждого государства в значительной степени зависит от решения задач формирования и управления процессами общественного сознания, производства и репродукции информационных ресурсов и организации системы доступа к ним, создания цивилизованного рынка информационных продуктов и услуг, реализации прав граждан на информацию. Нерешенность этих задач приводит к замедлению процессов становления информационного общества, создает условия для информационной экспансии более развитых стран[1].
С учетом внутренних и внешних условий развития российского общества и, следовательно, всех структур власти, как важнейшей составляющей гражданского общества на первый план выходят задачи использования потенциала ИКТ страны в инновациях в области государственного управления. В предыдущих главах учебника об этом сказано немало. Здесь лишь подчеркнем злободневность связи инноваций в административных секторах управления – в системе исполнительной власти на всех уровнях – на основе соединения внимания к структурным, функциональным и технологический фактории в процессе укрепления правового регулирования жизнеспособности этой составной части государственной и гражданской жизни страны.
Не возвращаясь ко всем характеристикам и задачам информационного права и законодательства, остановимся на связи этой отрасли права с другими отраслями российского права в современных условиях.