Механизм государства
Механизм государства – это совокупность материальных рычагов осуществления, поддержания и обеспечения государственной власти. Основными элементами государственного механизма являются государственные органы, Вооруженные силы, государственные предприятия и учреждения, дипломатические и торговые представительства, консульства; образованные государственной властью фонды и общественные организации; имущество, находящееся в государственной собственности и др. Его центральным звеном является система государственных органов.
Под государственным органом понимают властную структуру, осуществляющую определенную функцию (или ряд функций) государственной власти и наделенную в соответствии с законодательством конкретной властной компетенцией.
В научной литературе выделяют несколько классификаций государственных органов, в рамках которых различают следующие виды органов: законодательные, исполнительные, судебные, надзорные (с точки зрения содержания основных полномочий), органы общей компетенции и органы специальной компетенции (с точки зрения масштаба полномочий), постоянные и временные органы (с точки зрения периода их деятельности) и др.
В современном мире существует несколько основных моделей организации систем органов государственной власти, две из которых основаны на принципе "разделения властей".
1. Модель "разделения властей" основана на теоретических положениях, разработанных в грудах французского мыслителя Ш. Монтескье (1689–1755). Данная модель подразумевает наличие в стране законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, занимающихся осуществлением этой власти исключительно в своем строго определенном секторе. Так, органы законодательной власти в данной модели ориентированы на создание законов – нормативных правовых актов высшей императивной силы, регулирующих значимые сферы общественных отношений. Органы исполнительной власти осуществляют непосредственное управление общественной жизнью, руководствуясь в своей деятельности имеющимися законами. Органы судебной власти творят правосудие путем рассмотрения и разрешения по существу уголовных и неуголовных дел опять же на основе действующего законодательства. Важно также и то, что система разделения властей исключает присутствие одних и тех же лиц в государственных органах, относящихся к различным "ветвям власти". Данная модель, по мысли ее приверженцев, должна препятствовать сосредоточению всей полноты государственной власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица. В целях повышения ее эффективности в Конституциях ряда государств закрепляются нормы, позволяющие различным "ветвям власти" контролировать деятельность друг друга и пресекать попытки присвоения или ограничения чужих полномочий. Такие нормы получили в теории государства и права название системы "сдержек и противовесов". Например, в соответствии с Конституцией США, Президент вправе наложить вето на закон, принятый парламентом (Конгрессом США). В то же время парламент вправе объявить Президенту импичмент в случае совершения им преступления. Подобных примеров взаимного воздействия государственных органов друг на друга существует много.
2. Модель "разделения властей" теоретически разработана и обоснована другим французским мыслителем Б. Констаном (1767–1830). Данная модель предполагает выделение наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью еще одной "ветви" – президентской власти. Президентская власть здесь выступает в роли координирующей силы, обеспечивающей гармоничное взаимодействие всех государственных органов.
Указанная модель предоставляет президенту страны ряд полномочий, усиливающих его роль в государственном механизме (например, право роспуска законодательного собрания в сочетании с правом формировать правительство и отправлять его в отставку).
Иные, менее распространенные модели организации систем органов государственной власти, характерны для абсолютных, дуалистических и парламентских монархий, а также для социалистических, исламских и народных республик.