Механизм государства
Механизм государства - целостная иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
При характеристике механизма государства следует учитывать, что все государственные органы, учреждения и должностные лица создаются и действуют на основе конституции и других нормативных правовых актов. Для них характерны строгая субординация, соподчиненность и координация деятельности.
Первичными структурными частями (элементами) механизма (аппарата) являются государственные органы и учреждения, в которых работают на постоянной профессиональной основе государственные служащие (чиновники различных уровней и рангов), а в выборных органах и иных учреждениях - депутаты, сенаторы, судьи и т.д. Для обеспечения государственных властных полномочий в состав механизма государства входят органы принуждения с их вещественными придатками, соответствующими техническому уровню каждой эпохи, - вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство. Посредством механизма государства практически осуществляется государственная власть, выполняются функции государства.
В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин "механизм" лишь подчеркивает целостность государственного аппарата, его направленность на результативную работу.
Структура механизма государства
Единый и целостный механизм государства дифференцируется на структурные части - органы, их объединения. Структура механизма государства изменчива и во многом зависит от типа и формы государства, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения.
Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, сто органы были слабо дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном государствах, да и на ранней стадии капиталистического государства основу механизма государства составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и международных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Структурные части этого механизма создаются на основе принципа разделения властей. Государственная власть, как уже говорилось, делится на законодательную, исполнительную и судебную. В силу этого создаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Органы законодательной власти
Право издания законов обычно принадлежит высшим представительным органам, к которым применяется общий термин "парламент". В Англии, Канаде, Индии, например, термин "парламент" является именем собственным законодательного органа, в других странах он называется иначе.
Расцвет парламентаризма приходится на первые этапы развития буржуазного государства. Именно тогда утвердился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов, выражение (вотум) доверия или недоверия и т.д. Все это получило обобщенное выражение в принципе парламентаризма. В демократических государствах парламент выражает интересы различных политических сил, служит ареной поиска компромиссов. Правда, в последние десятилетия в связи с усложнением общественной жизни наблюдается возрастание роли парламента, которое, однако, не является безусловным.
Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палат. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом более демократичной нижней палате. Члены нижней палаты, как правило, именуются депутатами, члены верхней палаты - сенаторами (иногда называются иначе).
Общее число членов парламента в разных государствах неодинаково. Самый многочисленный парламент в мире - Всекитайское собрание народных представителей - насчитывает 3000 членов.
Обычно палаты парламентов состоят из нескольких сотен членов. В Италии - 315 сенаторов и 630 депутатов, в США - 100 сенаторов, 435 членов палаты представителей. В Японии - 252 члена палаты советников и 511 членов палаты представителей.
Связь парламентариев с избирателями определяется ОГЛАВЛЕНИЕм и характером мандата, установленного в той или иной стране, - свободного или императивного.
При свободном мандате член парламента является представителем всего избирательного корпуса страны, а не только своего избирательного округа. Он не обязан выполнять конкретные наказы избирателей. Императивный мандат означает, что парламентарий получает обязательный наказ от своих избирателей и может быть ими досрочно отозван.
В субъектах федерации законодательную власть осуществляют, как правило, однопалатные парламенты.
Органы исполнительной власти
Органы, учреждения, должностные лица исполнительной власти - самая крупная структурная часть механизма любого государства. Численность ее служащих (чиновников) многократно превышает численность служащих и должностных лиц других ветвей власти. Сказанное относится и к России, где аппарат исполнительной власти в конце XX в. (без силовых министерств и ведомств) составлял, по свидетельству прессы, более 2 млн человек, тогда как в судебной системе было занято немногим более 20 тыс. судей.
Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, ведомства, инспекции, службы и т.д.). В структуру исполнительной власти входят также региональные и местные государственные органы и должностные лица.
Глава государства не только возглавляет исполнительную власть, но и обладает другими важными властными полномочиями. Как уже отмечалось, разделенная на ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной, самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти не абсолютна, а относительна. Глава государства в силу своего правового статуса как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и решения общегосударственных задач. Глава государства не стоит и не может стоять над органами различных ветвей власти, а обеспечивает необходимую координацию их деятельности, испытывая на себе контролирующее воздействие прежде всего законодательных и судебных органов. В современных государствах глава государства, как правило, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент.
Монарх в силу конституционных норм или сложившихся традиций имеет ряд правомочий в отношении парламента: созыв сессий, роспуск парламента (обычно нижней палаты), назначение членов верхней палаты (там, где это принято), утверждение и опубликование законов. Он назначает или утверждает главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях. Фактически эти полномочия осуществляются правительством или соответствующим министром.
В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказывать в одобрении закона (отлагательное вето), передавать его на вторичное рассмотрение парламента.
В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы. В парламентарных республиках президент - малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по инициативе правительства. Для формирования правительства требуется согласие парламента.
В президентских республиках президент - центральная фигура во всем механизме государства. Он представляет государство внутри страны и за ее пределами, назначает дату выборов в парламент, в ряде стран распускает парламент, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов. Президент по общему правилу обладает законодательной инициативой. Он имеет широкие полномочия по формированию правительства и контролю за его работой, в некоторых странах является одновременно главой государства и правительства. Президент - верховный главнокомандующий вооруженными силами, он назначает высший командный состав армии, флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания и т.д.
Правительство обычно имеет название "совет" или "кабинет министров", иногда оно официально называется правительством и редко - государственным советом. Правительством традиционно считается создаваемый парламентом и президентом (чаще только парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Его основное назначение - исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства. Для этого правительству необходимы распорядительные полномочия, которые предполагают издание правительством собственных подзаконных актов, как нормативных правовых, так и правоприменительных.
В некоторых странах исполнительная власть принадлежит президенту, а правительства как такового не существует (США, Бразилия, Мексика). Имеющиеся в этих странах кабинеты президента - совещательные органы, но не правительство в обычном понимании полномочий и функций этого органа.
Правительство возглавляет председатель; как правило, это премьер-министр, в Германии - канцлер, в Норвегии - государственный министр, в мусульманских странах - визир и т.д. В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители некоторых ведомств.
Формируется правительство по-разному, чаще всего новое правительство формируется после выборов парламента и (или) президента. Правительство на своих заседаниях принимает решения большинством голосов. С точки зрения партийного состава правительства различаются однопартийные, двухпартийные, коалиционные и беспартийные правительства.
В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а также правоохранительные и правозащитные органы -прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации, т.е. исполнительная власть федераций двухуровневая.
В систему органов исполнительной власти, как правило, входят местные органы исполнительной власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т.д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами, территориями (Финляндия, Люксембург). Нередко с назначенными должностными лицами на региональном и местном уровнях функционируют избранные населением региона, территории органы местного самоуправления.
Итак, исполнительная власть обладает самой разветвленной сетью разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Для того чтобы все органы исполнительной власти эффективно функционировали, необходима исполнительная вертикаль. В отличие от законодательных и судебных органов, которые тоже связаны определенной субординацией, органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а всех - единому центру. Причем вышестоящие органы исполнительной власти вправе давать конкретные указания нижестоящим и проверять их исполнение.
Исполнительная власть, ее органы - основная управляющая система государства. Вместе с тем по своему характеру, способам организации, большим возможностям органы и должностные лица исполнительной власти тяготеют к обособленности, авторитаризму, стремятся освободиться от контроля органов других ветвей власти, отчуждению от простых людей, народа, к злоупотреблению своим положением, к подмене общегосударственных дел своими собственными делами и интересами.
Органы судебной власти
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных, военных, административных, конституционных и иных судов. Особое место занимают мировые судьи. Наверху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Суды осуществляют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
Судебная власть принадлежит не судебным учреждениям, включающим помимо судей, секретарей, иных работников еще и судебных следователей, прокуроров, а суду.
Основными должностными фигурами в судебной системе и судебных органах являются судьи. Во многих странах мира судьи несменяемы и назначаются пожизненно, что означает в действительности - до достижения ими установленного законом возраста (в Англии - 72 года, высоких судов - 75 лет, в Японии - 65 лет. В других странах возрастной ценз варьируется в пределах 65-70 лет).
К кандидатам на должность судьи помимо высшего юридического образования предъявляется много требований, в том числе возрастные. В России, например, судьями могут быть российские граждане, достигшие 25-летнего возраста, во Франции не назначают судьями лиц моложе 40 лет. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону.
Рассмотрение дел в судебном заседании (присутствии) опирается на ряд принципов, признанных в законодательстве многих стран мира, а также в международных актах, относящихся к защите прав человека. Перечислим эти принципу)!:
- свобода допуска к суду. Любое физическое или юридическое лицо может обратиться в суд для защиты своих прав, любые ограничения тут недействительны;
- коллективное отправление правосудия. Исключение из данного принципа допускается только для рассмотрения мелких гражданских и уголовных дел, которые может рассматривать мировой судья единолично;
- возможность обжалования судебного решения (приговора) в другой суд и возможность повторного рассмотрения дела;
- открытость, публичность, гласность судебного заседания. Осуществление судебной власти должно быть открыто для публики, что повышает авторитет суда, усиливает его воспитательную роль;
- независимость суда и подчинение его только закону;
- ведение судопроизводства на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением их переводчиком;
- ответственность государства за судебную ошибку (возмещение государством ущерба потерпевшему).
Результатом судебного процесса (заседания) является судебное решение (приговор и др.), в котором государственная власть находит наиболее полное выражение. Лица и организации, которым адресовано такое решение, обязаны беспрекословно его выполнять.