Механизмы социализации
• Подражание
• Воспитание
• Личный опыт
• Образование
• Профессиональная деятельность
Социализация превращает:
– организм – в личность;
– жизнь – в биографию.
При всех отличиях выделенных уровней структуры личности природа различных уровней и слоев личности едина – это освоение определенных видов деятельности и формирование отношения к ним. Динамика неповторимой целостности установок и ориентаций личности определяет поведение человека тем, что исключает одни возможные мотивы, оставляя и выводя на первый план другие. Более того, сами диспозиции создаются, закрепляются и развиваются в результате совершения человеком поступков: каждое разрешение жизненного противоречия для человека – не только проявление действия его интересов и предпочтений, но и создание, формирование новых интересов и установок. Сначала человек действует, чтобы поддерживать свое существование, а затем он поддерживает свое существование, чтобы действовать, осуществляя свое назначение и призвание.
Проблемы социализации
• Роль детства
• Диспозиции = определяют личность и ее поведение или = итог осмысления действительности и своего места в ней?
• Роль самоорганизации и самоопределения (отсечения возможных сценариев, альтернатив).
Развитие личности предполагает социализацию не только как "загрузку" программами социального опыта, но и оформление ее в неповторимое целое – индивидуализацию как выражение определенной жизненной позиции и направленности интересов личности.
Индивидуализация обусловлена рядом факторов. Во-первых, разумеется, наследственностью. Именно своим родителям, бабушкам и дедушкам мы обязаны своими физическими данными, внешностью, некоторыми способностями, даже болезнями. Во-вторых, немалую роль в формировании личности играет индивидуально неповторимая траектория жизненного пути: время и место рождения, окружение, обстоятельства и события, с которыми человек сталкивается в течение жизни. Важнейшую роль играют ОГЛАВЛЕНИЕ и уровень полученного образования, первый профессиональный опыт. Уже за счет только этого социализация человека оказывается неповторимо индивидуальной. Но, в-третьих, не менее, а может быть, и даже более важную роль играет опыт самоопределения личности, опыт самостоятельно принятых решений и ответственных, самостоятельных поступков.
Из того факта, что человек становится личностью только в социальной деятельности и через нее, отнюдь не следует, что только предшествующим опытом исчерпывается объяснение всех проявлений личности. Так, свидетельством своеобразия личности в юности и молодости является не только и даже не столько, "кто уже есть" подросток, юноша, девушка, сколько, "кем они хотят стать". Человек никогда несводим к тому, что он есть, к тому, чем и кем он уже стал – он всегда хотя бы немного, но больше "суммы своих свойств". Человек – это еще и то, чем он еще не стал, то, что он еще не реализовал.
Индивидуальность – это уникальное своеобразие личности, обусловленное биологической наследственностью, своеобразием жизненного пути, опытом самостоятельно принятых и реализованных решений, а также жизненными планами, проектами, намерениями.
Индивидуализация – как развитие индивидуальности – не противостоит социализации, а довершает ее, оформляя в индивидуальную неповторимость личности. Индивидуализация личности социальна по самой своей природе, но и социальное прорастает и реализуется только через самореализацию индивидуальной личности. Сознание и поступки личности в конечном итоге есть единственный путь и способ воплощения социального опыта.