Механизмы осуществления политической власти
В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти.
В качестве субъектов власти могут выступать государство и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся индивиды, группы, а также большие массы людей — население той или иной территории или целого государства.
Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи, организация.
Если вспомнить многочисленные примеры из истории, то становится понятно, что очень часто источником власти являлась и является вплоть до сегодняшнего дня сила. Это в свое время констатировал и председатель Коммунистической партии Китая Мао Цзэдун в своем афористическом высказывании "Винтовка рождает власть".
Не меньшее значение в качестве источника власти, особенно в современных условиях, имеет богатство. Хотя нет прямой и автоматической связи между уровнем материального богатства и степенью доступа к власти, способностью ею овладеть, однако определенная зависимость, как указывал в частности Г. Моска, между богатством и властью существует. В любой самой демократической стране для победы на свободных выборах, помимо всех остальных условий, необходимы деньги, причем деньги немалые. По Конституции США президентом может стать любой гражданин Америки, но в ее истории не было примера победы на президентских выборах малоимущего или безработного. Для победы на выборах необходимы сотни миллионов долларов. Кандидаты в президенты используют, конечно, не только и не столько свои личные средства, а взносы крупных компаний в избирательный фонд. Но именно материальное богатство выступает в качестве одной из важнейших предпосылок пути к власти.
В современных сложноорганизованных обществах организация как таковая также стала источником власти.
Например, после смерти В. Ленина в советском государстве и РКП (б) разгорелась борьба за власть. В этой борьбе принимали участие такие известные и яркие партийные лидеры, как "второй вождь Октября" Л. Д. Троцкий, председатель Петроградского совета Г. Е. Зиновьев, председатель Московского совета Л. Б. Каменев. Однако победу одержал державшийся долгое время в тени И. В. Сталин. Он не обладал сколько-нибудь яркими талантами, не был хорошим оратором, имел более низкий, чем его соперники, образовательный уровень, не занимал заметных постов в первые годы после революции. Соперники относились к нему с пренебрежением. Произошло это во многом благодаря тому, что он в 1922 г. занял пост Генерального секретаря ЦК РКП (б). Первоначально эта должность рассматривалась как второстепенная и сугубо техническая в структурах партийной иерархии. Но, оказавшись на посту
Генерального секретаря, Сталин получил контроль над организационным механизмом большевистской партии. Пользуясь этим, он стал постепенно продвигать "наверх" своих сторонников, оттесняя людей, поддерживающих его противников, на периферию партийной жизни. Таким образом, он победил в борьбе и занял господствующую позицию в государстве. Следует отметить, что пост Генерального секретаря ЦК партии вплоть до развала СССР оставался важнейшим в стране.
Под основаниями власти понимают тот фундамент, на котором базируются источники власти.
Социальными основаниями власти могут быть те социальные группы и слои, на которые данная власть способна опираться. Состав таких групп и слоев меняется, поскольку те или иные группы и слои либо перестают поддерживать власть, либо, наоборот, переходят от конфронтации с ней к ее поддержке. Административным основанием государственной власти является ее административный аппарат со всеми входящими в него институтами и учреждениями. Культурно-информационные основания власти представляют собой систему организаций, аккумулирующих в себе духовный, культурный и научный потенциал, систему образования, средства массовой информации. Юридическим основанием государственной власти выступает совокупность законов и, прежде всего, основной закон — Конституция.
Понятие "экономические основания власти", по сути, полностью совпадают с понятием "экономические ресурсы", поскольку подразумевает обладание совокупностью этих ресурсов. Для государственной власти экономическими основаниями можно считать объем валового внутреннего продукта (ВВП) в целом и на душу населения, а также процент от ВВП, перераспределяемый через государственный бюджет. К экономическим основаниям власти относятся золотой запас, уровень стабильности национальной валюты, наличие природных ископаемых и степень контроля над ними, а также производственные мощности, земля и другие материальные объекты, находящиеся в государственной собственности.
Ресурсы власти — это конкретные средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей.
Известны несколько типологий ресурсов власти. Широко распространена типология ресурсов, основанная на сферном принципе. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые и др.
Экономические ресурсы, прежде всего собственность и деньги, всегда были важнейшими ресурсами любой власти. В средневековом феодальном обществе государственная власть для достижения своих целей широко использовала важнейший в то время ресурс земельной собственности. В Московской Руси дворянство было сословием, состоящим на государственной службе, платой за которую являлись поместья. Еще более универсальным экономическим ресурсом были и остаются деньги. Без них в современном обществе невозможно ни овладеть властью, ни успешно ею распоряжаться.
Социальные ресурсы власти — это ее способность менять при помощи различных рычагов, включая и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей. Например, в первые годы существования коммунистического режима в нашей стране социальный статус интеллигенции был невысок. Впоследствии были предприняты меры к повышению престижа интеллектуального труда и повышению статуса связанных с ним общественных групп, поскольку возникла необходимость поддержки процессов социально-экономического развития СССР.
Весьма разнообразными являются культурно-информационные ресурсы. Наряду с собственно информацией, без которой невозможно сегодня функционирование любой общественной структуры, к культурно-информационным ресурсам относятся разнообразные научные знания, идеи, духовные ценности.
Примеры того, как власть может использовать все эти ресурсы, легко найти в истории любой, в том числе и нашей, страны. Зададимся вопросом: почему в Советском Союзе почти ничего не сообщалось о железнодорожных и авиационных катастрофах, о разрушительных стихийных бедствиях? Делалось это сознательно, для того чтобы сохранять в обществе спокойствие и стабильность, доверие к существующей системе власти. Коммунистический, также как и любой другой режим, дозировал информацию о событиях в стране и в мире, ограничивал доступ населения к таким знаниям, которые могли поставить под сомнение господствующие идейно-политические принципы.
К силовым ресурсам относятся средства насилия и принуждения, включая оружие, а также государственные институты с этим принуждением связанные: армия, полиция, служба безопасности, тюрьма и т.д.
Демографические ресурсы — это сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических ресурсов является подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления.
Правовые ресурсы — это законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряжения правительства т.д.), которые используются властью в процессе своего функционирования.
В типологии известного политолога А. Этциони (р. 1929) правовые нормы вместе с ценностными ориентациями, определяющими поведение людей, включены в состав нормативных ресурсов. Наряду с этими ресурсами он выделяет также утилитарные и принудительные ресурсы власти. К утилитарным Этциони относит различные экономические и социальные блага, а к принудительным — штрафные санкции, используемые властью для достижения своих целей.
В зависимости от того, какой из ресурсов субъект использует для воздействия на объект, выделяют различные виды власти.
Можно говорить об экономической власти, которой обладают те, у кого есть деньги или собственность по отношению к тем, у кого денег и собственности нет. Так, любой работодатель обладает некоторой степенью власти по отношению к наемному работнику. Другими разновидностями экономической власти могут быть названы власть продавца над покупателем или наоборот. Первая разновидность имеет место при дефиците товаров, например, как это было при "развитом социализме", когда продавец мог диктовать свои условия покупателям, которые на все соглашались. Продавцы, как и работники торговли вообще, приобрели в повседневной жизни людей более заметную, чем в обычных условиях, роль. Власть же покупателя осуществляется в условиях насыщенного товарами рынка, что приводит к зависимости продавца. Продавцы стараются привлечь внимание покупателей, а покупатели получают возможность влиять на поведение продавцов, например, снижать цену на товары, предоставлять дополнительные услуги.
При использовании культурно-информационных ресурсов тоже могут возникать новые виды власти. Такова, например, власть писателя над читателем, позволяющая ему на какое-то время стать "властителем душ". К этому же типу власти относятся религиозная, моральная, идейная власть, основанные на авторитете религии, этического учения или идеологии. Большие возможности для использования культурно-информационных ресурсов, в том числе и для манипулирования сознанием и поведением людей, дают средства массовой информации. Не случайно их часто называют "четвертой властью", имея в виду ту роль, которую они играют в современном обществе.
Наконец та власть, в основе которой лежат исключительно силовые ресурсы, может быть названа властью принуждения. Такой властью может обладать любой человек, заставляющий под угрозой применения силы или оружия других людей подчиняться своей воле. Один из нередко встречающихся, к сожалению, примеров такой власти — отношения между рэкетирами и мелкими торговцами и предпринимателями. Последние, если они лишены надежной охраны и защиты, вынуждены отдавать преступникам часть своих доходов. В условиях нормально функционирующего общества использование силовых ресурсов, насилия и принуждения должно быть закреплено, со строго определенными рамками, только за государством как за институтом политической власти.
Главным отличием политической власти от других разновидностей властных отношений является возможность использовать все многообразие ресурсов, не только принудительных и правовых, но и экономических, социальных, культурно-информационных, демографических.
Среди других отличительных признаков политической власти выделяют:
- легальность в использовании силы;
- верховенство, т.е. обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории;
- публичность, что означает обезличенность власти, некоторую дистацированность и обособленность от других общественных институтов;
- моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений.
Получила известность типология исторических форм политической власти, предложенная французским политологом М. Дюверже (р. 1917). Он выделил три формы власти: анонимную — характерную для примитивных слабоструктурированных обществ; индивидуализированную — возникающую по мере усложнения разделения труда и обособления отдельных видов деятельности; и институализированную — опирающуюся на систему социальных институтов, выполняющих четко определенные функции. В современных обществах политическая власть существует преимущественно в своей третьей, институализированной форме.
Политическая власть часто понимается как синоним государственной власти, опирающейся на основные институты государства (парламент, правительство, правоохранительные органы) и использующей ресурсы, контролируемые государством. Но в сфере политики власть проявляется и в иных формах. Можно говорить, например, о партийной власти, которая распространяется на определенное число членов и сторонников партии. Властью обладают и некоторые общественные организации, в частности, профессиональные союзы. Духовной властью, основанной на использовании культурно-информационных ресурсов, могут обладать средства массовой информации и формируемое ими общественное мнение.
В нормальных условиях государственная власть монопольно занимает имманентно присущее ей легальное положение в обществе. Но могут быть случаи, когда монополию государственной власти оспаривают нелегальные структуры. Например, криминальный рэкет оспаривает государственную монополию на сбор налогов, преступные группировки, терроризируя население, выводят его из подчинения официальным государственным структурам. Это может быть результатом ослабления государства и, в свою очередь, обусловить появление альтернативных центров силы и принятия решений.
Несмотря на свою моноцентричность, политическая власть обладает свойствами разделения и распределения.
Разделение власти может иметь горизонтальный характер, когда отдельные функции закрепляются за специальными государственными институтами. Например, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение власти может иметь и вертикальный характер, когда ее полномочия делятся между центральными и местными государственными институтами. Однако при всех вариантах разделения власти, о которых более подробно речь пойдет дальше, необходимо сохранять принцип ее моноцентричности, исключающий конфликты в виде противостояния законодательной и исполнительной власти или региональных и центральных органов. Нарушение принципа моноцентричности власти может привести к катастрофическим для общества последствиям. Так случилось, например, в нашей стране после Февральской революции 1917 г., когда противостояние Временного правительства и советов привело сначала к дестабилизации и дезорганизации всей общественной жизни, а в итоге к установлению тоталитарного режима.
Двоевластие в период между февральской и октябрьской революциями 1917 года выражалось в том, что и Временное правительство, и Петроградский совет принимали по одним и тем же вопросам параллельные, но не идентичные решения и пытались добиваться их выполнения. На практике это приводило к нарастанию хаоса. Особенно явно неуправляемыми становились вооруженные силы. Петроградский совет в одном из первых своих решений отменил элементарные основы воинской дисциплины в частях Петроградского гарнизона, вскоре это решение стихийно распространилось на всю армию. Временное правительство не смогло предпринять никаких контрмер и вскоре в вооруженных силах началось массовое дезертирство и отказ от участия в боевых действиях. Формально государственная власть оставалась в руках Временного правительства, но большинство его распоряжений выполнялось только с согласия Петроградского совета.
Другой пример возникновения параллельных центров власти в истории нашей страны связан с событиями 1993 г. Тогда президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, ссылаясь на итоги состоявшегося референдума по вопросу о доверии к основным государственным институтам, издал Указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и о проведении конституционной реформы. В ответ Съезд народных депутатов объявил об отстранении Президента РФ от должности и о передаче его полномочий вице-президенту А. Руцкому. В итоге сложилась опасная ситуация противостояния исполнительной и законодательной власти, которая привела к трагическим событиям 3—4 октября 1993 г.
Оба вышеприведенных примера имеют отношение к еще одной из важнейших сущностных характеристик политической власти — к вопросу о ее легитимности.