Механизмы государственного регулирования политических процессов
Государственное регулирование политических процессов осуществляется с помощью определенных механизмов, которые представляют собой устойчивые способы влияния на повеление участников политических событий. Некоторые из этих механизмов (правовой, административный, судебный) находятся в исключительной компетенции государства, а другой – информационный – может использоваться и негосударственными акторами, стремящимися влиять на политические процессы. Рассмотрим действие этих механизмов подробнее (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Механизмы государственного регулирования политических процессов
Правовой механизм заключается в уникальной возможности государства создавать общеобязательные нормы в виде законов, нормативных документов, принимаемых исполнительными органами власти. С помощью этого механизма в обществе создаются единые правила поведения для граждан в однотипных ситуациях.
В политической сфере с помощью правового механизма регулируются все значимые процессы – выборы в государственные органы и органы местного самоуправления, создание и функционирование политических партий и общественных организаций, проведение массовых акций под различными политическими лозунгами и т.д.
Главным достоинством этого механизма является возможность введения целого ряда ограничений, позволяющих сводить к минимуму или совсем устранять определенные модели политических взаимодействий, меняя тем самым ОГЛАВЛЕНИЕ политических процессов. Так, в соответствии с российским законодательством запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, не допускается также создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. На ОГЛАВЛЕНИЕ партийного процесса в России оказывает воздействие и такая норма, как требование к минимальной численности партии. На протяжении последних десяти лет эта норма вначале была увеличена до 50 тыс. членов (2003), а затем уменьшена до 500 (2012). В результате вначале произошло резкое уменьшение числа партий в нашей стране, а затем количество партий стало резко расти.
Таким образом, с помощью правового механизма государство может влиять на политические процессы путем изменения формального институционального порядка. Однако такой способ регулирования эффективен только в условиях достаточного уровня легитимности государства, создающего правовые нормы. В условия роста массового недовольства и протестных настроений граждане, как правило, перестают ориентироваться на установленные правила, они начинают требовать как смены самой власти, так и установления нового порядка ее осуществления. Так, принятие в январе 2014 г. Верховной Радой Украины законов, ограничивающих протестную активность, вызвало в обществе обратную реакцию: резкий всплеск недовольства и переход оппозиционеров к открытой конфронтации с силами правопорядка.
Административный механизм государственного регулирования политических процессов представляет собой непосредственное участие отдельных государственных структур в контроле за деятельностью политических акторов. Например, российским законодательством предусмотрена процедура государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Только после такой процедуры партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме, в том числе участвовать в выборах. Решение о государственной регистрации политической партии принимается федеральным уполномоченным органом – Министерством юстиции – путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Для этого партией предоставляется комплект документов, в которых отражаются основные направления ее деятельности, сведения о численном составе, представленности в регионах и т.д. Регистрация является, таким образом, способом осуществляемого государством контроля за соответствием деятельности партий нормам российского законодательства.
Еще одним видом административного контроля является процедура согласования с местными органами власти времени и порядка проведения политической организацией массового мероприятия. Особенно наглядно государственное администрирование проявляется в регулировании избирательного процесса, о чем будет подробнее сказано в следующем параграфе.
Административный механизм следует отличать от так называемого "административного ресурса", представляющего собой использование служебного положения для вмешательства в ход политического процесса или для его регулирования в корыстных интересах. Примером использования административного ресурса может быть оказание давления на членов избирательной комиссии со стороны властей, принуждение отдельных граждан к голосованию, создание искусственных препятствий для регистрации политических партий и т.п.
Судебный механизм представляет собой способ разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между участниками политического процесса. Государство в лице судебных органов выявляет в ходе разбирательства нарушения действующего законодательства, выносит соответствующие решения. Данный механизм позволяет поддерживать действенность правового порядка. Его специфика заключается в том, что в судебное разбирательство могут быть втянуты и государственные должностные лица, нарушившие закон, например действиями, направленными на необоснованное затягивание регистрации политической партии. В этой связи крайне важным является независимость суда от других органов власти, его готовность действовать в полном соответствии с законом, невзирая на лица.
Государство может также использовать финансовый механизм регулирования политических процессов с целью поддержки на политической арене наиболее значимых акторов. В нашей стране, в частности, предусмотрено государственное финансирование наиболее влиятельных партий. Политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев: а) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы, получил по результатам выборов не менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу; б) если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Особое место в государственном регулировании политических процессов занимают информационные механизмы влияния. Для того чтобы влиять на участников политических процессов, в том числе опираясь на названные выше механизмы, государству необходимо поддерживать собственную легитимность, формировать в массовом сознании соответствующий образ, а также предлагать такие информационные стимулы, которые могли бы обеспечить выбор гражданами моделей политического поведения, отвечающих целям и задачам государственной политики.
В условиях тоталитаризма и отчасти авторитаризма государство практически обладает монополией на формирование образов власти в информационном пространстве. Оно контролирует средства массовой информации, подавляет оппозиционные силы, способные транслировать отличающиеся от официальной позиции мнения и суждения. Демократизация политических режимов ведет к появлению принципиально иного типа информационного пространства, сложного по количеству представленных в нем мнений и суждений, многообразного по тональности и направленности выражаемых позиций и оценок. В таком информационном пространстве государство должно принципиально менять тактику своего поведения, учитывать все основные спектры общественного мнения, понимать дифференцированный характер ожиданий социальных групп, уметь эффективно влиять на массовые настроения.
Информационный механизм политического влияния требует от управляющего актора особых знаний и навыков, умения пользоваться технологиями продвижения информации по различным каналам. В дальнейшем мы будем подробно говорить о таких технологиях, поскольку они в значительной степени определяют специфику самого политического менеджмента, управления без применения принуждения.
Чтобы грамотно использовать указанные механизмы в управлении политическими процессами, государство должно обладать достоверной информацией о положении дел в стране, политических настроениях граждан, об их ценностных предпочтениях и интересах. Для этого в системе государственного управления создаются информационно-аналитические службы, призванные на профессиональном уровне решать эти задачи. Такие службы становятся центрами сбора и обработки первичной информации, они осуществляют мониторинг политической ситуации, ее диагностику, проводят анализ и моделируют возможное развитие событий. В поле их интереса находятся также СМИ – основной канал, формирующий и отражающий основные тенденции в массовом сознании, артикулируемые в обществе интересы.