Лекция II. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Эволюция деятельности от простейших форм (механической, физической и химической) к более сложным (биологической и социальной) с необходимостью привела к усложнению процессов управления. Наиболее существенный качественный скачок в развитии механизмов управления наметился, судя по всему, при возникновении высших животных, а окончательно произошел с возникновением человека.
Уже говорилось, что социальная деятельность имеет многообразную структуру. Управление и дезуправление не формируются в ее составе сами по себе. Они обусловливаются взаимодействием, Ћѓ‹Ђ‚‹…Ќ€… которого на социальном уровне трансформируется в информацию, а также формой, становящейся социальной организацией. Без анализа этих процессов невозможно объяснить механизмы социального управления и дезуправления и выработать действенные рычаги повышения эффективности и качества социальной деятельности.
Как соотносятся между собой деятельность, Ћѓ‹Ђ‚‹…Ќ€…, форма и управление, с одной стороны, а также информация, организация и самоорганизация – с другой? Чтобы ответить на этот вопрос, естественно, необходимо прежде всего выяснить сущность и особенности понятий "информация" и "организация".
Лекция 7. ИНФОРМАЦИЯ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
С появлением механико-математической науки об управлении – кибернетики (греч. kyhemetike – рулевой, кормчий) – особую значимость приобрело понятие "информация". Изучение собственно информационных процессов способствовало возникновению особой разновидности кибернетической науки – информатики. В свою очередь, изучение проблем человеческого общения породило достаточно обширную область социального знания, ставшую теперь особой наукой – теорией деятельности.
XX век вполне обоснованно называют веком "информационного взрыва". В связи с этим понятен повышенный интерес ученых к исследованию информации как определенного феномена, изучаемого с разных сторон представителями различных наук. Будучи, по существу, социальным аналогом категории "Ћѓ‹Ђ‚‹…Ќ€…", она очень слабо и как-то поверхностно связывалась с категорией "деятельность". В современной литературе категория "информация" используется в основном при выработке информационных технологий управления. А деятельность, в чьем составе и находится управление, обычно не анализируется, и ей, по существу, не отводится никакой роли.