Мегарегулирование
Рыночные вызовы и преобразования последнего времени привели к необходимости пересмотра концептуальных подходов к регулированию. Особого внимания заслуживает надзор за финансовыми конгломератами в рамках вновь организованной структуры, для которой предусмотрен лишь один уровень надзорно-регулирующих органов (мегарегулятор), что продиктовано прежде всего тем, что финансовые конгломераты не рассматриваются как отдельный четвертый сектор экономики, а надзор за ними является добавочным к существующим надзорным процедурам в рамках отдельных финансовых отраслей.
Переход на организационную структуру мегарегулятора наблюдается во всех мировых регионах. Первой в данном вопросе стала Норвегия, где была создана комиссия по банкам, страхованию и ценным бумагам. За ней последовали Канада, Дания, Швеция, Великобритания, Япония, Корея,
Исландия, Сингапур. Сегодня более чем в 40 странах в той или иной форме появились единые контролирующие органы (табл. 8.1). Россия также присоединилась к данному процессу. С июля 2013 г. в Российской Федерации был введен единый мегарегулятор – Центральный банк.
Вопросы практики
Есть и альтернативные, а именно "гибридные варианты". Характерная особенность этих "гибридных вариантов" заключалась в том, что регулирующие органы могли включать и выделять отдельные сегменты регулирования. То есть невозможно было сказать однозначно, является ли регулирование полностью консолидированным или функциональным. Этим регуляторам были свойственны черты как функционального, так и институционального характера регулирования[1].
Таблица 8.1
Страны, являющиеся членами IOSCO (Международной ассоциации регуляторов рынка ценных бумаг), в которых действуют мегарегуляторы[2]
Страна |
Название мегарегулятора |
Год создания |
Австрия |
Financial Market Authority |
2002 |
Бахрейн |
Bahrain Monetary Agency |
1973 |
Бермуды |
Bermuda Monetary Authority |
1969 |
Бельгия |
Commission Bancaire et Financier |
1990 |
Великобритания |
Financial Services Authority |
2001 |
Венгрия |
Financial Supervisory Authority |
2000 |
Германия |
Federal Financial Supervisory Authority, Bundesanstalt fur |
2002 |
Гонконг |
Hong Kong Monetary Authority |
1993 |
Корея |
Financial Supervisory Commission |
1999 |
Литва |
Financial and Capital Market Commission |
1997 |
Нидерланды |
Netherlands Authority for the Financial Market |
2002 |
Саудовская Аравия |
Saudi Arabian Monetary Agency (SAMA) |
1952 |
Словакия |
Financial Market Authority |
2002 |
Сингапур |
Monetary Authority of Singapore |
1970 |
Финляндия |
Financial Supervision Authority (FSA) – FINANSIN SPEKTIONENS |
1997 |
Эстония |
Finantspektioon (Financial Supervision Authority) |
2001 |
ЮАР |
Financial Service Board |
He действует |
Япония |
Financial Services Agency |
He действует |
Противники консолидации регулирования финансовых рынков очень часто приводят в пример именно американский рынок, который регулируется по функциональному признаку. В свою очередь функционального регулирования придерживаются такие страны, как Швейцария, Италия и др. В Китае существуют жесткие ограничения по созданию финансовых конгломератов и, следовательно, банковский, страховой и фондовый регулятор организованы по функциональному признаку. Сложились и промежуточные варианты, например, с лидирующим функциональным регулятором, как в Японии и Ирландии. В Ирландии лидирующим регулятором был Центральный банк. В 2001 г. он абсорбировался и превратился в мегарегулятор.
При проектировании финансовых институтов в нашей стране полезно учитывать опыт организации финансовых конгломератов в развитых в финансовом отношении странах, таких как, например, те же страны Евросоюза, которые геополитически и по менталитету, возможно, нам ближе, чем североамериканские.
При традиционном, функциональном регулировании финансовых рынков, за каждый его сегмент ответственны регуляторы данного сегмента: банковский сегмент регулируется банковским надзором, страховые компании – страховым надзором и т.д. Современное развитие финансового рынка диктует новые правила регулирования, а именно – институциональное регулирование. То есть надзор осуществляется единым органом как за секторами в отдельности, так и за конгломератами, альянсами, крупными банковскими объединениями и подобными структурами.
Вопросы практики
Кроме финансовых конгломератов, есть н другое объяснение актуальности внедрения мегарегулирования на финансовых рынках. Это финансовые инновации. Изначально, в основе появления сложных финансовых продуктов лежала идея увеличения доходности и устранения системных рисков. Примером широко востребованных финансовых продуктов могут послужить: фьючерсные и опционные контракты, варранты, свопы и т.д. Но времена диктуют свое, и появляются более изощренные инструменты: кредитные деривативы, кредитные ноты, индексные депозиты, депозиты, привязанные к фондовому индексу, кредитные срочные контракты.
Таким образом, финансовые инновации вызвали необходимость предпринять значительные регуляционные усилия по нормированию внутреннего контроля, риск-менеджмента, по введению более жестких норм достаточности собственного капитала, раскрытию информации и т.п.
Кроме вышеперечисленных есть еще некоторые факторы, которые могут стать побудительными причинами для внедрения мегарегулирования на финансовых рынках.
1. Общерыночный контроль кредитного риска. Массовое внедрение и использование кредитных продуктов, финансовых продуктов с кредитным плечом, эмиссией долговых ценных бумаг побуждает власти и регулирующие органы к контролю денежных заимствований, как иностранных, так и внутри страны. Власти и регулирующие органы понимают, что при несоблюдении контроля в этом сегменте и при возникновении рыночного кризиса проблема может приобрести систематический характер.
2. Устранение регуляционного арбитража. Современные финансовые продукты носят очень сложный, комплексный характер. Подобные по своим потребительским свойствам продукты можно приобрести в различных сегментах финансового рынка. Должны быть обеспечены единые стандарты, вне зависимости, где приобретается данный продукт. Следовательно, потребитель данных продуктов должен быть подвержен минимальным рискам. Сделать это можно с помощью их обучения и защиты, раскрытия информации о продукте и сопутствующих рисках, прозрачной отчетности посредников. Кроме того, должны быть прозрачными налоговые нагрузки.
3. Продуктовое регулирование. Некоторые эксперты считают, что объектом регулирования должны быть не бизнес-процессы, а предлагаемые конечному потребителю продукты и услуги. И тут становится очевидной несостоятельность и трудность традиционного функционального метода регулирования. Если конгломераты и альянсы предлагают сложные финансовые продукты, которые могут совмещать в себе комплекс свойств продуктов, принадлежащих разным сегментам, то мегарегулирование является оправданным. Продукты с одинаковыми потребительскими качествами должны находиться под единым надзором[3].
Приватизация банковской и страховой деятельности в некоторых странах также создает новые возможности для финансовой интеграции. Совсем недавно приватизация была проведена в Бельгии, Чехии, Финляндии, Франции, Израиле, Норвегии, Перу, Польше, Турции, Венесуэле.
Определение архитектуры возможной международной системы надзора и контроля, таким образом, ни в коей мере не является тривиальной задачей. Поиск решения будет сложным, особенно в условиях продолжающегося финансового и, шире, экономического кризиса. Создание соответствующих институтов, несомненно, займет значительное время, как и вывод их на расчетные мощности.
В настоящее время система контроля финансовых конгломератов в большинстве других стран имеет фрагментированный характер. Каждый регулирующий институт несет ответственность за свою часть финансового рынка и субъектов, на нем оперирующих. На этой основе производятся попытки выстроить адекватную систему контроля. По нашему мнению, сегодняшний экономический кризис носит черты системного кризиса. Поэтому можно говорить о необходимости максимально быстрого внедрения мегарегулирования па финансовом рынке, именно это может иметь позитивный эффект в долгосрочном плане.
Выводы
1. Понятие "конвергенция" означает проникновение компонентов одной системы в промежутки между компонентами другой, что придает новый смысл, новое качество, новые функции порождаемому явлению, охватывающему не в последнюю очередь финансовые рынки.
2. Финансовый конгломерат – это объединение разнопрофильных компаний, бизнес которых распространяется не менее чем на 2 из 5 основных областей финансовых услуг: банковские операции, страхование, корпоративные финансы, подписка и размещение цепных бумаг, доверительное управление, обслуживание или консультирование инвестиционных фондов, розничные инвестиционные услуги.
3. Существуют различные подходы к определению форм и уровня развития финансовой конгломерации: классификация, основанная на теоретической модели оценки, классификация по способу взаимопроникновения, классификация по уровню диверсификации.
4. Объективные мировые тенденции по дальнейшей интеграции страхового и банковского капитала заставляют государства формировать законодательно-нормативную базу по этим вопросам. Регулирование финансового рынка отражает необходимость коррекции несовершенств рынка.
5. Рыночные вызовы и преобразования последнего времени привели к необходимости пересмотра концептуальных подходов к регулированию ФК.