Медицейская культура
Власть во Флоренции перешла к банкирскому дому Медичи, как уже говорилось, в 1434 г. Многие годы династия Медичи стояла во главе Флоренции, которая прошла путь от демократической формы правления к аристократической, что сказалось на развитии искусства этой поры. Медицейская культура носит глубоко светский характер. Только в Италии XV в. можно было представить свою возлюбленную, Лукрецию Бути, похищенную некогда из монастыря, и своих детей в образе Мадонны и Христа с Иоанном, как это сделал в одном своем произведении Филиппо Линии (1406-1469), любимый художник Козимо Медичи. О жизни Липпи слагали легенды. Он был монахом, но ушел из монастыря, стал бродячим художником, похитил из монастыря монашенку и умер, если верить Вазари, отравленный родственниками молодой женщины, в которую влюбился уже в преклонном возрасте. Религиозные темы, которые воплощали художники флорентийского Кватроченто, превращались в светские произведения с массой бытовых подробностей, с портретами современников, наполненные живым человеческим чувством и переживаниями.
Во второй половине XV в. с усилением роли патрициата в искусстве еще более приобретают значение изящество и роскошь. Евангельские сюжеты, изображенные Доменико Гирландайо (1449-1494) на стенах церкви Санта Мария Новелла, по сути, представляют собой трактовку сцен быта высших слоев флорентийского общества.
Особой изысканности флорентийское искусство достигает в конце века, в правление внука Козимо - Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным (1449-1492). Трезвый и даже жестокий политик, настоящий тиран, Лоренцо вместе с тем был одним из образованнейших людей своего времени. Поэт, философ, гуманист, меценат, язычник по мироощущению, склонный, однако, к религиозной экзальтации, он превратил свой двор в центр художественной культуры того времени, где нашли приют такие писатели, как Анджело Полициано (1454-1494), такие ученые и философы, как Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), такие великие художники, как Боттичелли и Микеланджело. Охоты, карнавалы, турниры сменяют друг друга, участники проявляют себя в искусстве живописи, музыки, скульптуры, в красноречии и поэзии. Но в культуре двора Лоренцо Великолепного много противоречивого, она слишком изнеженна, пронизана настроениями декаданса, замкнута узкой социальной средой.
Художником, наиболее полно передавшим дух медицейской культуры конца флорентийского Кватроченто, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи, 1445-1510), ученик Филиппо Липпи. Галерея Уффици хранит две его знаменитые картины: "Рождение Венеры" (ок. 1483-1484) и "Весна" ("Primavera"; ок. 1477-1478; см. цветную вклейку). В первой Боттичелли изображает, как прекрасная богиня, рожденная из пены морской, под дуновением ветров в раковине скользит по поверхности моря к берегу. Уже здесь сказались все основные черты письма Боттичелли: его декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов, его удивительная способность создавать фантастический пейзаж, пастозно, почти рельефно накладывая краски; свойственные ему "готицизмы" (удлиненные невесомые фигуры, как будто не касающиеся земли). Боттичелли создает вполне определенный тип лиц, особенно женских: удлиненный овал, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза. Этот же тип мы встречаем и в "Весне", тема которой навеяна одним из стихотворений Полициано.
Боттичелли не любит конкретного, разъясненного сюжета. В картине "Primavera" соединены в единую композицию фигуры Весны, Мадонны, Меркурия, трех граций, нимфы, зефира и др., представленные среди фантастической природы, образ которой умел так по-своему, как некий заколдованный сад, передавать Боттичелли. Но лицо Весны, разбрасывающей из подола цветы, отрешенно застыло, оно почти трагично, что совсем не ассоциируется с радостью, которую она несет. Этими же чертами наделены его образы Мадонн; еще более трагично и нервно охарактеризованы его "Саломея", "Изгнанная" и др.
В 1480-е гг. вместе с Гирландайо и Перуджино Боттичелли расписывает стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца, и, таким образом, его фрескам суждено было в веках соперничать с исполненными в следующем столетии росписями Микеланджело. Последние работы Боттичелли, в основном "Оплакивания", навеяны образом и трагической судьбой Савонаролы, под влиянием которого художник оказался в 1480-1490-е гг. Страстные проповеди доминиканского монаха, направленные не только против тирана Медичи, развращенности папства и упадка религии, но и против всей культуры Ренессанса, привели на фанатические костры Савонаролы, где сжигали бессмертные творения ренессансной культуры, и произведения Боттичелли. Последние десять лет художник ничего не писал, после казни Савонаролы пребывая в трагической меланхолии.
К концу XV в. Флоренция, как и все передовые города Италии, вступила в полосу экономического и социально-политического кризиса. В первой трети XVI в. Флоренция теряет свою независимость как город-коммуна, оставшись просто главным городом герцогства Тосканского, и перестает быть центром художественной жизни. Но флорентийская школа Кватроченто оставила свой след в искусстве Возрождения. Она была первой, где решались проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии, пластики человеческого тела, точного рисунка, естественного движения; лишь цвет, пожалуй, не был самой сильной стороной творчества флорентийских мастеров.