Медико-социальная экспертиза
Государственная служба МСЭ в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организуется в системе органов социальной защиты населения.
При установлении инвалидности учреждения государственной службы МСЭ руководствуются Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Правительством РФ, а также соответствующими классификациями и критериями.
Государственная служба МСЭ осуществляет деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, военными комиссариатами, другими органами, учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также с представителями общественных объединений инвалидов и ветеранов.
Основными задачами государственной службы МСЭ являются:
– осуществление МСЭ с целью определения группы инвалидности, ее причин, сроков и времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию, и содействие в их реализации;
– формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;
– участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, МСЭ, реабилитации и социальной защиты инвалидов.
Практическое осуществление МСЭ возложено на специальные государственные учреждения: бюро МСЭ и главные бюро МСЭ.
Бюро МСЭ являются первичными органами МСЭ и осуществляют свою деятельность в городах и районах. Главные бюро МСЭ создаются в областях, краях, республиках РФ, городах Москве и Санкт-Петербурге. Они являются высшими органами МСЭ в субъектах РФ.
Количество бюро МСЭ и главных бюро МСЭ, а также их профили и штаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Основными задачами учреждений МСЭ являются:
– определение группы инвалидности, ее причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности;
– разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты, включая реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;
– формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;
– участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, МСЭ, реабилитации и социальной защиты инвалидов.
В состав главного бюро МСЭ входят руководитель (председатель), несколько составов врачей различных специальностей, принимающих экспертные решения, группа специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения.
В случае необходимости при главном бюро может быть создано стационарное отделение. Основная функция главного бюро – контроль над деятельностью первичных комиссий и организационно-методическая работа.
К задачам главного бюро МСЭ относятся:
– проведение МСЭ лиц, обжаловавших решение бюро, и в случае необоснованности этих решений изменение их;
– проведение МСЭ граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования;
– формирование банка данных субъекта РФ о гражданах, прошедших МСЭ, осуществление государственного статистического наблюдения за демографическим составом инвалидов;
– участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработках комплексных программ профилактики инвалидности;
– оказание консультативной помощи врачам-экспертам и другим специалистам бюро.
В состав первичного бюро МСЭ входят специалисты, принимающие экспертное решение (три врача различных специальностей в зависимости от профиля бюро), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе, психолог, а также старшая медицинская сестра, медицинский регистратор.
Первичные бюро создаются по различным профилям: общему, кардиологическому, травматологическому, онкологическому, педиатрическому и т.д. Основная функция первичного бюро – проведение освидетельствования больных и составление индивидуальной программы реабилитации инвалидов.
Задачами первичного бюро МСЭ являются:
– установление факта наличия инвалидности, определение группы, причин, сроков и времени наступления инвалидности;
– формирование и корректировка индивидуальной программы реабилитации;
– формирование банка данных о гражданах, прошедших МСЭ.
Решение об установлении инвалидности принимается исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничений жизнедеятельности больного коллегиально, простым большинством голосов специалистов бюро МСЭ, главного бюро МСЭ, проводивших МСЭ, и является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также учреждениями и организациями всех форм собственности.
Специалисты, принимающие экспертное решение, несут ответственность за его качество и обоснованность в порядке, установленном законодательством РФ.
За разглашение врачебной тайны работники бюро МСЭ, главного бюро МСЭ, а также другие лица, принимавшие участие в МСЭ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, государственные учреждения МСЭ имеют трехуровневую структуру и включают в себя Федеральное бюро МСЭ, главные бюро МСЭ и их филиалы – бюро МСЭ.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Данная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
– нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
– ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
– необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория "ребенок-инвалид".
При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.
Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп – на один год.
Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.
Гражданина на МСЭ направляют после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
Медико-социальная экспертиза гражданина осуществляется в бюро по месту жительства, а также на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Данная экспертиза проводится по заявлению гражданина или его законного представителя, которое подастся в бюро в письменной форме с приложением направления на МСЭ, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Специалисты МСЭ обследуют гражданина, изучают представленные документы, анализируют социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные гражданина.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, на основе обсуждения ее результатов. Решение объявляется гражданину, проходившему МСЭ (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, медиков, которые, в случае необходимости, дают по нему разъяснения.
По результатам МСЭ гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро, проводившими МСЭ, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в ходе
МСЭ формируется индивидуальная программа реабилитации.
Индивидуальная программа реабилитации – это разработанный на основе решения государственной службы МСЭ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Общими принципами составления реабилитационных программ являются раннее начало, комплексность, индивидуальный подход, этапность, непрерывность и преемственность, участие больного и его семьи в реабилитационных мероприятиях, социальная направленность, контроль эффективности.
На сегодняшний день действует форма индивидуальной программы реабилитации, которая утверждена приказом Минздравосоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н.
Карта индивидуальной программы реабилитации включает следующие разделы:
1. Медицинская реабилитация.
2. Профессиональная реабилитация.
3. Социальная реабилитация.
4. Технические средства реабилитации.
5. Психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет).
Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.
Медицинская реабилитация включает:
– восстановительную терапию;
– реконструктивную хирургию;
– протезирование и ортезирование;
– санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалида – это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.
Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:
– профессиональная ориентация;
– профессиональное обучение и переобучение;
– содействие в трудоустройстве;
– производственная адаптация.
В рамках социальной реабилитации предусматриваются:
– социально-средовая реабилитация;
– социально-педагогическая реабилитация;
– социально-психологическая реабилитация;
– социально-культурная реабилитация;
– социально-бытовая адаптация;
– физкультурно-оздоровительная реабилитация и спорт.
Программа психолого-педагогической реабилитации для
детей до 18 лет включает следующие мероприятия:
– получение дошкольного воспитания и обучения;
– получение общего образования;
– получение профессионального образования;
– Психолого-педагогическая коррекционная работа.
Каждый раздел индивидуальной программы реабилитации состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, сроках выполнения программы и результатах проведенной реабилитации (либо причинах невыполнения программы).
Таким образом, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина, на основе анализа его клинико-функциональных, профессионально-трудовых и психологических данных с целью установления степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.