Материнская позиция во взаимодействии с ребенком

Новой тенденцией является феномен проявления женской эмансипации в виде свободы от семейных обязанностей и неготовности жертвовать "лучшими годами своей жизни" ради ребенка. Результаты исследования проблемы взаимоотношений матери с ребенком раскрывают:

– самостоятельная и продуктивная организация ориентировки в операциональной стороне действия наблюдается у детей, чья мать проявляет тенденцию к равному принятию как семейного социального окружения ребенка, так и актуального внесемейного окружения;

– статусное положение дошкольника в группе сверстников взаимосвязано со стилем воспитания матери. У матерей с авторитарным стилем воспитания – дети склонны к эмоциональному отвержению и агрессии, они составляют в группу "отверженных". При этом чрезмерная строгость, применение жестких наказаний, неразвитость родительских чувств вызывает у ребенка тенденцию занимать лидирующие позиции, относиться к группе "звёзд". Дети, чьи матери предъявляют к ним чрезмерное количество требований и минимум запретов, оказались в группе "предпочитаемых" (высокостатусных) детей. Это связано с авторитарным и либеральным стилем воспитания, которые являются проводником для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою деятельность и общение в соответствии с заданными нормами и правилами.

По отношению к сыновьям матери проявляют в большей степени неустойчивость стиля воспитания, чем к дочерям. По отношению к дочерям матери в большей степени проявляют в воспитании предпочтение мужских качеств. Это можно объяснить произошедшими за последнее время изменениями в обществе, а именно пересмотром социальных ролей и их слабой дифференциацией, в современной городской семье традиционные ценности отцовства заметно ослабевают, в отдельных случаях возможна полная утрата мужской власти;

– самоактуализирующиеся матери более гибко изменяют свои отношения с ребенком с учетом задач становления личности младших школьников (требовательность матери) и подростков (особенности контроля с ее стороны). В группе матерей младших школьников самоактуализация оказывает влияние на принятие ребенка матерью и сотрудничество с ним, наибольшее влияние в группе матерей подростков самоактуализация оказывает на принятие его матерью и авторитетность матери для него. Первичной причиной нарушения взаимоотношений матери и ребенка является низкий уровень ее самоактуализации.

Отцовская позиция во взаимодействии с ребенком

Необходимо отметить, что количество научных публикаций о роли матери в развитии личности ребенка во много раз превышает число работ о роли отцовства, несмотря на то что в последнее время в психологии все чаще дискутируются вопросы, связанные с пониманием роли отца, возникают мифы об "утрате отцовского авторитета", "доминировании матери в воспитании детей".

С точки зрения психоанализа ослабление отцовской власти в семье – величайшая социальная катастрофа, поскольку вместе с отцовством оказались подорваны все внешние и внутренние структуры власти, дисциплина, самообладание и стремление к совершенству. "Общество без отцов" означает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассивную вседозволенность и т.п. С феминистской точки зрения, напротив, речь идет об утверждении социального равенства полов и общей гуманизации межличностных отношений.

Специалистами фиксируется тенденция включения отца в воспитательный процесс (участие в родах, увеличение случаев обращений со стороны отцов за помощью). Вместе с тем в обществе не сложились образцы поведения маскулинного и одновременно теплого и участвующего в жизни детей отца, что по-прежнему отрицательно сказывается на развитии личности ребенка.

Исследователи отмечают, что современная картина отцовства достаточно противоречива:

– на становление внутренней мотивации отцовства влияет самооценка мужчины и непротиворечивая оценка им отца как отца и как мужчины, высокая оценка отца способствует формированию ценности материального обеспечения семьи, а стремление быть похожим на него способствует формированию ценности семьи;

– образцы фактической деятельности отца в семье выступают основой формирования представлений об идеальном мужском ролевом поведении как в семье, так и в обществе и во многом определяют формирование полового самосознания сыновей и дочерей, а также их последующую деятельность;

– отец оказывает существенное влияние на формирование "Я-концепции" дочери, развитие жизненно важных личностных свойств, касающихся ее эмоционально-волевой сферы: чем хуже отношение отца к дочери и меньше его воспитательный вклад, тем ниже ее самооценка, симпатия к себе, самопринятие, самоуверенность; характерны робость и низкий самоконтроль. Важность общения с отцом по воспоминаниям дочерей снижается от детского возраста к совершеннолетию, хотя у части опрошенных именно отцы были единомышленниками и разделяли интересы с подрастающими дочерями.