Материальное стимулирование персонала

Обязательным аспектом мотивации и стимулирования людей в организациях является материальное стимулирование. При этом система материального стимулирования, позволяющая повысить производительность труда, заинтересовать в результатах деятельности компании рядовых сотрудников, разрабатывается с учетом ее специфики и особенностей персонала. Эффективная система материального стимулирования сотрудников отвечает следующим требованиям:

• объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;

• предсказуемость: работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;

• адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего коллектива, его опыту и уровню квалификации;

• своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результата как можно быстрее;

• значимость: вознаграждение должно быть для сотрудника значимым;

• справедливость: правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому сотруднику организации и быть справедливыми.

При формировании системы материального стимулирования выделяются два подхода:

1) система оплаты труда, ориентированная на работника (система "пожизненной оплаты труда");

2) система оплаты труда, ориентированная на результаты работы. В первом случае целью является не стимулирование прямых результатов, а мотивирование работника на долгосрочное, активное и добровольное участие в решении проблем предприятия. Стимулируются лояльность и приверженность работника организации, не труд, а работник, весь его творческий потенциал.

Ниже приводятся элементы системы "пожизненной оплаты труда" и потребности, удовлетворяемые ими.

1. Ежемесячная заработная плата —> потребности обеспечения жизни (питание, проживание, отдых).

2. Полугодовые бонусы —> потребность в товарах длительного пользования.

3. Выходные пособия обеспечение старости, стартовый капитал для начала собственного дела, приобретение жилья.

4. Тарифная ставка —> учитываются возраст работника, стаж и образование.

5. Бонусы —> за особые служебные обязанности, особое мастерство и т.д.

6. Дополнительные выплаты социального характера.

В системе оплаты труда, ориентированной на результаты, основной акцент делается не на потребностях работника, а на потребностях организации. Целью является прямое влияние на результаты трудовой деятельности. Вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных или групповых различий в выполнении деятельности.

Перечислим составляющие оплаты труда по результатам.

1. Комиссионные: подкрепляют деятельность, необходимую компании, например: поощрение за количество новых клиентов; за качество обслуживания постоянных клиентов (количество и объем сделок с ними).

2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей: связаны со сдельной оплатой труда и эффективны для таких работ, в которых результат можно увидеть. Специфика заключается в необходимости подробного описания параметров, по которым будет отслеживаться выполнение целей.

3. Индивидуальные вознаграждения или премии. Условия эффективности премии: а) для влияния на результаты деятельности она не должна быть постоянной: б) премия всегда выдастся за какие-то заслуги; в) она используется для выражения признания, одобрения и уважения к усилиям работника.

4. Программы разделения прибыли: сотрудники получают определенный процент прибыли компании. Такие схемы могут использоваться в индивидуальной и коллективной форме. Максимальный эффект программы разделения прибыли дают применительно к деятельности сотрудников, непосредственно влияющих на прибыль компании.

5. Акции и опционы на их покупку: позволяют работникам инвестировать средства в развитие собственной организации, повышают лояльность и связывают индивидуальную выгоду с результатами деятельности всей компании через курс акций.

В настоящее время достаточно часто используется система оплаты труда, ориентированная на результаты деятельности, хотя в некоторых организациях наблюдается тенденция перехода к "пожизненному найму", который значительно повышает лояльность персонала. Вместе с тем система, ориентированная на результаты деятельности, наиболее эффективна, когда не является монотонной. Сотрудники довольно быстро привыкают к существующей системе, и она перестает оказывать стимулирующий эффект. Таким образом, отдел персонала должен регулярно пересматривать существующую систему стимулирования, изменять и корректировать в соответствии со стоящими перед организацией целями.

503 Service Unavailable

Service Unavailable

The server is temporarily unable to service your request due to maintenance downtime or capacity problems. Please try again later.