Лекция 2. Материально-техническая база грузовой и коммерческой работы различных видов транспорта
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• материально-техническую базу железнодорожного, водного, автомобильного и авиационного транспорта;
уметь
• эффективно использовать транспортные средства при перевозках продукции различными видами транспорта;
владеть
• показателями, характеризующими использование вагонов, судов, автомобилей при перевозке продукции потребителям.
Характеристика материально-технической базы различных видов транспорта
Каждый вид транспорта имеет собственную материально-техническую базу, представляющую собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу бизнеса и различных отраслей народного хозяйств (рис. 2.1). К средствам перемещения продукции относятся локомотивы, вагоны, автомобили, суда и другой подвижной состав, к путям сообщения – железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортировки нефти и газа, а также сеть воздушных линий. Технические устройства и соору.жения транспорта составляют станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.
В зависимости от стратегии и задач фирмы логистические компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Необходимо отметить, что все логистические процессы, связанные с ним, происходят на грузовой станции, представляющей комплекс путевых и грузовых устройств, а также технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций (прием, погрузка и выдача груза или багажа).
Рис. 2.1. Материально-техническая база различных видов транспорта
Каждый из перечисленных видов транспорта имеет свою материально-техническую базу и документацию и оценивается технико-эксплуатационными показателями работы. Все эти составляющие детально изучают специалисты транспорта, а работники логистики должны владеть знаниями о тех элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении логистических задач.
Ниже рассмотрим транспортные средства различных видов транспорта для перевозки продукции и показатели их использования.
Показатели, характеризующие использование вагонов, судов, автомобилей при перевозке продукции
Железнодорожный транспорт
Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные цистерны и др.). Крытые вагоны используют для перевозки ценных грузов, и грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны – для массовых навалочных и лесных грузов; цистерны – для наливных грузов (бензин, керосин и др.). Тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах грузоподъемностью 400 т. Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместимостью, массой тары вагона и другими показателями. Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместимостью – произведением длины вагона на его ширину и высоту.
Основные типы вагонов, применяемые при перевозке продукции, приведены на рис. 2.2, а техническая характеристика некоторых типов вагонов – в табл. 2.1.
Ниже приведем некоторые показатели, характеризующие использование вагонов при перевозке продукции.
Рис. 2.2. Железнодорожные вагоны основных типов:
а – цельнометаллический восьмиосный полувагон; б – цистерна восьмиосная для перевозки светлых нефтепродуктов; в – цельнометаллический крытый вагон с уширенным дверным проемом
Таблица 2.1
Техническая характеристика вагонов
Тип вагона |
Грузоподъемность, т |
Полный объем кузова, м3 |
Удельная грузоподъемность, т/м3 |
Длина загона по осям сцепления, м |
Масса тары, т |
Технический коэффициент тары |
Четырехосный цельнометаллический |
64 |
120,0 |
0,530 |
14,73 |
23,0 |
0,359 |
Восьмиосный полувагон цельнометаллический |
125 |
137,5 |
0,909 |
20,24 |
45,5 |
0,364 |
Четырехосная платформа с металлическими бортами |
66 |
– |
– |
14,62 |
21,0 |
0,354 |
Двадцатиосный транспортер |
400 |
– |
– |
58,14 |
195,6 |
0,490 |
Четырехосный автономный рефрижераторный |
39 |
99,8 |
0,391 |
22,08 |
45,0 |
1,154 |
Коэффициент использования грузоподъемности вагона Кгр определяется отношением массы груза в вагоне Мгр (т) к его грузоподъемности q (т):
Коэффициент вместимости вагона Квм рассчитывают как частное от деления объема груза в вагоне Vгр (м3) на вместимость вагона Км (м3):
Чем ближе к единице значение этих коэффициентов, тем выше показатель грузоподъемности или вместимости вагона.
Сравнительно часто отправитель предъявляет к перевозке грузы, обладающие различной объемной плотностью. Раздельная их перевозка приводит к тому, что при перевозке высокоплотного груза грузоподъемность вагона используется хорошо, а вместимость – недостаточно. Противоположный результат получается при перевозке груза, обладающего небольшой объемной плотностью: вместимость вагона используется хорошо, а грузоподъемность – недостаточно.
В тех случаях, когда это возможно, целесообразна совмещенная (комбинированная) перевозка в одном вагоне высоко- и низкоплотных грузов.
На железнодорожном транспорте существуют и другие показатели: коэффициент тары вагона Кт, погрузочный коэффициент тары вагона , коэффициент удельного объема вагона , коэффициент удельной грузоподъемности вагона . Расчетные формулы следующие:
где Мт – масса тары вагона, т; q – грузоподъемность вагона, т; Мгр – масса груза в вагоне, т; Vваг – вместимость кузова вагона, т.
Особое значение имеют технические нормы загрузки вагонов.
Техническая норма загрузки – количество груза, которое должно быть загружено в вагон данного типа при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости.
Ввиду того что учесть все разнообразие грузов, способов их подготовки и погрузки нельзя, разрабатываются местные технические нормы. Эти нормы согласовываются с грузоотправителями. Техническую норму загрузки определяют для тарных грузов с учетом их свойств и схемы укладки, а для навалочных и насыпных рассчитывают отдельно для перевозки в крытых вагонах и на открытом подвижном составе.
Техническую норму загрузки вагонов вычисляют по следующим формулам:
• крытые вагоны:
• открытые вагоны:
где Vв – полный объем вагона, м3; kвм – коэффициент использования объема вагона при перевозке данного груза; Vг – объем основной части груза, м; Vш – объем "шапки", м3; ρ – массовая плотность груза, т/м3.
О – оборот вагона:
где l – расстояние перевозки, км; Vy – средняя скорость на участке, км/ч; Lтех – вагонное плечо, км; Lтех – средний простой вагона на одной технической станции, ч; К – коэффициент местной работы; tгρ – средний простой вагона на одной станции с грузовой операцией.