Материальная ответственность
Статья 241 ТК устанавливает, что за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК и иными федеральными законами.
За совершение, в том числе экологических, проступков материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба согласно ст. 243 ТК возлагается на работника в случаях:
когда в соответствии с ТК или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении трудовых обязанностей;
недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
умышленного причинения ущерба;
причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Кроме того, материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключенным с руководителем организации, его заместителем, главным бухгалтером.
Административная ответственность
В ст. 2.1 КоАП под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С 1 июля 2002 г. на федеральном уровне административная ответственность за экологические правонарушения наступает только в соответствии с нормами КоАП и, прежде всего, гл. 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования ".
Говоря об осуществлении административного преследования лиц, нарушающих нормы КоАП, следует отметить, что правом возбуждать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания за их совершение помимо судей, в том числе мировых1, обладают лишь должностные лица соответствующих федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в субъектах РФ, городах и районах. В свою очередь нарушение статей законов субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность за совершение экологических проступков, будет преследоваться специально уполномоченными на то региональными органами.
Часть 3 ст. 2.1 КоАП устанавливает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Здесь, как представляется, законодателем применен недопустимый подход, поскольку не может быть соисполнительства между физическим и юридическим лицом, тем более при совершении преступления.
Уголовная ответственность
Действующее законодательство не дает определения экологического преступления, под которым ст. 85 утратившего силу Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" выделяла совершенное должностными лицами и гражданами виновное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
В УК выделена самостоятельная гл. 26 "Экологические преступления", объединяющая в родственную группу преступных посягательств 17 статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Это:
ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ);
ст. 247 (нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами);
ст. 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами);
ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений);
ст. 250 (загрязнение вод);
ст. 251 (загрязнение атмосферы);
ст. 252 (загрязнение морской среды);
ст. 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ);
ст. 254 (порча земли);
ст. 255 (нарушение правил охраны и использования недр);
ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений);
ст. 257 (нарушение правил охраны рыбных запасов); ст. 258 (незаконная охота);
ст. 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ);
ст. 260 (незаконная порубка деревьев и кустарников);
ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов);
ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов).
Исходя из объекта посягательства, экологические преступления можно классифицировать по группам. Так, профессор Э.Н. Жевлаков выделяет экологические преступления общего характера (ст. 246-248, 253, 262 УК) и специального характера (ст. 254-261 УК)1.
В настоящее время экологическая преступность носит высоко латентный характер, поэтому приводимые ниже данные отражают лишь состояние работы правоохранительных органов и судов по зарегистрированным фактам. Количество зарегистрированных в 1997-2005 гг. экологических преступлений регулярно увеличивалось, причем ровно втрое (с 0,3 до 0,9%) выросла и доля их в общей структуре преступности.
Согласно данным официальной статистики среди осужденных наибольшее число составляют лица, совершившие деяния, предусмотренные ст. 256 и 260 УК. В то же время за анализируемый период ни один человек не осужден по ст. 259 УК, считанные единицы наказаны за совершение преступлений на основании ст. 246-255, 262 УК.