Лекция 8 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
8.1. Понятие цены и ценообразования.
8.2. Регулирование ценообразования.
Понятие цены и ценообразования
Правовое регулирование ценообразования в Республике Беларусь осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. "О ценообразовании", а также Указа Президента Республики Беларусь №72 от 25.02.2011 года "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь", который вступил в силу 1 марта 2011 года.
Понятие цены содержится в ст. 3 Закона "О ценообразовании", под которой понимается денежное выражение стоимости единицы товара. Если речь идет о работах и (или) услугах - применяется термин "тариф".
Правовое регулирование в сфере цен опирается на понятие "ценообразование", под которым понимается процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.
Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать: юридические лица и предприниматели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполнительные комитеты.
Основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки;
- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Регулирование ценообразования
Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" в области ценообразования предусматривает сохранение государственного регулирования цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги). Директивой были упразднены ограничения надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги).
С 1 февраля 2011 года Постановлением Минэкономики от 30 декабря 2010 года №196 были сняты ограничения, касающиеся надбавок при формировании отпускных и розничных цен на товары (работы, услуги), кроме социально значимых товаров (работ, услуг).
Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 №72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее - Указ) отменил необходимость составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень применяемых цен, за исключением регулируемых цен на товары (работы, услуги) согласно приложению 1 к Указу.
В этом приложении определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). Данный перечень, как и предусмотренный ранее Указом Президента Республики Беларусь №285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь", включает продукцию предприятий-монополистов, социально значимые товары (услуги), а также отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны (продукция (услуги) военного назначения, коммунальные услуги для населения, нефтепродукты и т.д.). Вместе с тем, перечень значительно сокращен, внесены коррективы в части государственного регулирования цен на отдельные товары (работы, услуги).
Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 №255-З "О ценообразовании" предусмотрено регулирование цен путем установления фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных торговых надбавок (скидок) к ценам, предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф), а также порядок определения и применения цен (тарифов), декларирования цен (тарифов). Решение о выборе конкретного способа принимается соответствующими государственными органами исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике.
В настоящее время принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. №495 (с изм. 19 янв. 2012 г.) "Об утверждении перечней (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики. Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь".
Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не вошедшие в перечень регулируемых, формируются субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
Указом установлено, что в отношении товаров (работ, услуг), не включенных в рассматриваемый перечень, не являются правонарушениями деяния, предусмотренные ст. 12.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Соответствующие изменения планируется внести в КоАП. При этом Указ как акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лицо, которое совершило правонарушение до вступления Указа в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Следовательно, ответственность за правонарушения по ст. 12.6 КоАП применяться не будет. Указ вступил в силу 1 марта 2011 года.