Массовое производство и производительность
И до сегодняшнего дня разделение труда остается важнейшим способом повышения его производительности. Однако XX в. открыл новые возможности повышения эффективности труда. Одним из новых способов увеличения производительности стала автоматизация производства, когда выполнение рутинных операций возлагается на машину-автомат.
Но поскольку такие автоматы достаточно дороги, их применение является экономически оправданным, если они работают без остановки и переналадки достаточно долгое время. Поэтому автоматизация находит особенно широкое применение в массовом производстве, где речь идет о выпуске крупных партий одинаковых изделий. К концу XX в. впечатляющих успехов в автоматизации достигла японская радиоэлектронная промышленность, где доля автоматического производства достигла 80%. Это обеспечило Японии лидирующее положение в производстве бытовой электроники. Так, например, по данным журнала Economist, на производство одного телевизора в Японии требуется примерно 2 часа, в Германии – 4, а в Великобритании – 6. Существует японская автоматическая линия, на которой всего шесть операторов ежемесячно производят 2 млн карманных калькуляторов.
Человеческий капитал
Предприниматель организует производство, для того чтобы получать прибыль. Для повышения прибыли он инвестирует ее часть в капитал – средства производства, машины и оборудование, производственные здания и сооружения. Для наемного работника смысл деятельности предпринимателя состоит в том, что, создавая рабочие места, он дает ему заработок, обеспечивая его средствами существования. Покупатель продукции видит смысл деятельности предпринимателя в производстве товаров, способных удовлетворять его человеческие потребности. В результате все получают то, в чем они больше всего заинтересованы: предприниматель получает доход, работник – заработок, потребитель – необходимый товар. Но сверх этих очевидных приобретений каждый из участников производственного процесса и все общество в целом получают еще нечто такое, что, может быть, даже не входило в их явно осознанные намерения, хотя в действительности оказывается не менее (а может быть и более) важным, чем прибыль, заработок или товар.
В процессе производства создаются потребительские и капитальные товары. Но для того чтобы люди смогли их производить, они должны овладеть определенными навыками и умениями, необходимыми, для того чтобы соединить и приводить в движение все факторы производства. Эти умения и навыки, приобретаемые людьми в процессе образования, профессиональной подготовки, практического опыта называют человеческим капиталом. В результате накопления такого капитала формируется тип человека- производителя, рассчитывающего на свои собственные силы, знающего, что упорный труд может и должен принести ему благосостояние.
Когда люди посещают школу, проходят специальную подготовку, получают определенные практические навыки или каким-то другим образом увеличивают ценность товаров и услуг, которые они могут предоставить другим, они делают инвестиции в самих себя. Величина приобретаемого таким образом "человеческого капитала" оценивается потенциальным доходом, который он способен принести в будущем. Таким образом, можно сказать, что подлинное богатство нации состоит не в золоте и товарных запасах, а в совокупности тех человеческих качеств, которые формируются у людей, участвующих в процессе производства. Именно люди, умеющие обращаться с материалами и инструментами, научившиеся рассчитывать свои усилия и затраты, предвидеть результаты собственных действий и принимать ответственные решения по поводу организации собственной деятельности, составляют подлинное богатство нации.