Массовая коммуникация как вид общения
На сегодняшний день каждый из нас привык получать информацию из прессы, телевидения или радио, Интернета. Средства, с помощью которых тиражируется и распространяется информация любого рода (просветительская, развлекательная или пропагандистская), а также весь комплекс явлений, связанных с деятельностью этих средств, называются средствами массовой коммуникации (СМК). Мы также знаем, что все эти информационные источники оказывают на нас влияние. Особенность общения, связанного с данными средствами коммуникации (мы говорим о массовой коммуникации), заключается в его опосредованности, отсутствии личного контакта, какого-либо взаимодействия или активной обратной связи при сохранении элементов личного общения (сопереживания, сочувствия и др.)[1].
Основная задача, которая решается при помощи СМК как специфического социального института, связана с формированием мировоззрения и общественного мнения большой, разнородной и анонимной аудитории в соответствии с плановыми установками общественно-политической системы[2].
В работе А. А. Леонтьева представлены психологические и социально-психологические функции общения при использовании СМ К (радио и телевидения)[3]:
1) оптимизация деятельности общества, обеспечение его полноценного функционирования и развития. Через радио и телевидение общество как целое общается с отдельными своими членами или "малыми группами" внутри него и воздействует на них. С целью большей эффективности такое общение персонифицировано человеком (диктором), обладающим доверием, престижем и симпатиями в глазах аудитории;
2) функция контакта при общении с социальной группой имеет значение в формулировании группового сознания. Так, телевидение и радио сплачивают, приближают людей друг к другу, дают им ощущение психологического единства;
3) социальный контролы, при помощи СМК общество доводит до своих членов систему социальных норм, этических и эстетических требований, способы поведения в определенных ситуациях, получившие у общества положительную (негативную) оценку (поведение транслируется по телевидению в передачах, репортажах или фильмах);
4) Социализация личности является воспитательной функцией, она направлена на привитие личности желательных с точки зрения общества черт. Чаще всего она реализуется в передачах для детей и юношества, где особым образом происходит отбор и употребление лексики, присутствует некая стилистическая специфика. Так, передачи для молодежи отличны по своему словарному составу, по стилистическому оформлению высказываний от передач, рассчитанных на массовую аудиторию. Здесь стоит отметить характеристики процесса общения: интонированность речи диктором (речь не "бытовая"), связанную с контекстом информации; конкретность ситуации восприятия, так как невозможно вернуться к уже прослушанному.
Исследователи отметили следующий важный момент процесса массовой коммуникации – двухступенчатый характер прохождения любой информации. Так, сообщение, прочитанное в газете или в Интернете, услышанное по радио или телевидению, человек соотносит с мнением, оценками, суждениями других людей или своей референтной группы (происходит опосредование информации групповыми нормами), что отражается на выборе, отношении к полученной информации и качестве ее усвоения (избирательности).
Пример 2.46
Молодой человек, услышав сообщение, связанное с его интересами, собирается обсудить со своими друзьями. При восприятии сообщения он будет ориентироваться именно на группу своих друзей (группу предстоящего общения), следовательно, воспринимать и усваивать он будет лишь ту часть информации, которая соответствует нормам и установкам данной группы.
Ориентация подростка на теле- или радиопередачи, интернет- сайты определенного типа зависит от того, какая именно группа (друзья или семья) является для него референтной[4].
В ситуациях, когда полученная информация от коммуникатора противоречит установкам человека (или его группы), он не воспринимает точку зрения коммуникатора. Однако если между групповыми нормами и мнением человека имеются расхождения, то в подобных случаях воздействие коммуникатора может изменить его точку зрения.
Кроме того, в любой группе имеются люди, больше всех информированные по определенным вопросам и более активные по отношению к СМК (лидеры мнения), именно их мнение часто служит ориентиром для выбора остальным членам группы. Согласно определению, лидеры мнений – это люди, активно собирающие информацию по интересующему их кругу проблем, оказывающие серьезное влияние на круг своих родственников, знакомых, друзей и являющиеся своеобразными "моделями" мнений для своей группы[5].
Пример 2.47
Если человек собирается проконсультироваться по вопросам шитья, то предварительно он узнает мнение у некой персоны А, которая всегда в курсе последних изменений моды[6].
Проблема обратной связи в массовой коммуникации в работе
А. А. Леонтьева имеет своеобразный подход[7]. Автор говорит о некотором рассогласовании в определенных ситуациях массовой коммуникации из-за отсутствия адекватного канала обратной связи.
При этом в массовой коммуникации существует некая установка на возможное рассогласование, что отражается при кодировании информации. Специфика кодирования заключается в двух аспектах:
1) установка на "среднего слушателя" (иногда "тупого"), моделирование путем усреднения. Данный прием эффективен при условии ограниченной аудитории со сходными параметрами восприятия;
2) реальный учет возможности нарушения коммуникации (например, выключить телевизор или радио, отложить газету или переключить канал, перейти на другой сайт и пр.). Здесь можно говорить о дополнительной психологической задаче при массовой коммуникации: заинтересовать реципиента, добиться того, чтобы он не выключил телевизор или компьютер, не отложил газету, не переключил и пр.; а может быть (это особая задача), специально включил радио или телевизор в определенное время, купил газету и т.д.
Современные исследователи в сфере массовой коммуникации говорят о некоторых формах обратной связи. Здесь также не имеется в виду активная обратная связь, а скорее гот резонанс, который может вызвать переданное сообщение через определенный промежуток времени. Этот резонанс возможно зафиксировать при помощи опросов общественного мнения.
Эффективность массовой коммуникации связывают с временными изменениями разного уровня и аудитории. При этом выделяют несколько видов эффективности:
– предпочтения – выписывается определенная газета или смотрится чаще всего один канал, сайт и пр.;
– реакции – разные статьи в одной газете или сообщения в программе могут восприниматься по-разному: или буквально "проглатываться на лету", или вызывать зевоту;
– смещения – после просмотра передачи у человека возникает переоценка некоторых своих отношений, суждений и поступков;
– перемены – совокупные изменения во взглядах, убеждениях человека, вследствие чего возникают новые, непривычные для него поступки и действия[8].
Согласно мнению отечественных психологов, факторами, определяющими выбор, степень усвоения и принятия информации, степень удовлетворенности человека аудитории, а в итоге – степень эффективности СМК, – являются свойства реципиентов, их установки, интересы и т.п.[5], а также адекватные представления коммуникатора о том, на кого и как он воздействует[10].
Прежде чем говорить о воздействии в массовой коммуникации, рассмотрим ее основные характерные признаки, основные параметры такого общения[11].
1. Общение в массовой коммуникации носит социально ориентированную направленность: оно может быть ориентировано на изменение совместной деятельности за счет согласования (рассогласования) деятельностей индивидов. При этом в массовой коммуникации присутствуют элементы личностно ориентированного общения, когда воздействие направлено на формирование и изменение отдельной личности.
2. Общение в массовой коммуникации ориентировано на психологические характеристики аудитории: уровень знаний, мотивацию вступления в общение, ориентацию и направленность интересов и внимания и пр. В общении при помощи СМК коммуникатор ориентируется на эти характеристики, а также пытается их изменить. Данное психологическое воздействие на аудиторию может осуществляться в сфере знаний (информирование, обучение), в сфере умений и навыков определенной деятельности (например, обучение иностранному языку), в сфере осуществления реальной деятельности (внушение, убеждение при сообщении прогноза погоды или индексов на валютных рынках), в сфере мотивов и потребностей, установок и ценностей и т.п.
Данный параметр общения ориентирован на особенности осуществления обратной связи в массовой коммуникации: 1) использование специальных каналов обратной связи (письма, звонки в редакцию и пр.); 2) представление коммуникатора о возможной и ожидаемой реакции слушателя или зрителя (предсказание реакции аудитории на определенное сообщение). Здесь также происходит приспособление психики коммуникатора к задаче и условиям общения с аудиторией. Это скрытая обратная связь, она является основной на радио и телевидении.
3. В массовой коммуникации общение опосредовано некоторыми средствами (семиотическая специфика): 1) знаковыми системами (на радио – языковое опосредование и вспомогательные системы, базирующиеся на акустическом восприятии; телевидение гораздо многоаспектней в этом отношении); 2) элементами социальной структуры (ролями, нормами и т.п.); 3) отношением цели и средств. В массовой коммуникации господствуют первые два вида опосредования.
4. В массовой коммуникации присутствует социальная дистанция (социальная опосредованность), которая отделяет коммуникатора от адресата общения. Дистанция измеряется количеством ступеней, через которые проходит сообщение, оставаясь при этом тождественным самому себе (во всяком случае, по содержанию). Ступени выполняют следующие важные функции: редактирующую, контролирующую, техническую, распространительскую и т.п.
При передаче сообщения из уст в уста социальная опосредованность минимальна. В случае массовой коммуникации дистанция максимальна, так как текст, прежде чем он дойдет до слушателя или зрителя, претерпевает структурные изменения (редактирование), меняет характер материальной реализации (озвучивание диктором), меняет количественные характеристики (печатание тиража в газете), однако в содержательном плане он остается тождественным самому себе.