Массмедиа в политико-коммуникативном пространстве

Чаще всего в политологической литературе в качестве средств политической коммуникации анализируются СМИ и неформальные каналы. Согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы: периодическое печатное издание; сетевое издание; телеканал; радиоканал; телепрограмма; радиопрограмма; видеопрограмма; кинохроникальная программа; иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

В современной науке существуют разнообразные классификации, относящие средства массовой информации к тому или иному типу в зависимости от определяющего критерия. Среди отличительных черт массмедиа можно выделить следующие:

– публичность;

– наличие специальной технической аппаратуры для передачи информации;

– непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

– строгая однонаправленность коммуникации от актора к реципиенту;

– непостоянный характер аудитории, в зависимости от проявленного внимания к той или иной информации.

Для изучения влияния массмедиа на политико-коммуникативные процессы необходимо рассмотреть классификацию, основным критерием которой является тот или иной превалирующий источник финансирования СМИ (инвестиции, реклама, распространение):

– информационный ресурс;

– информационный носитель;

– товар.

К информационному ресурсу относятся печатные СМИ, в бюджете которых доля инвестиций составляет более 50%. Это главным образом общественно-политические, корпоративные, отраслевые, профессиональные и экспериментальные издания[1]. Издания этой группы характеризуются наличием:

– цели – удовлетворить информационные запросы инвесторов;

– основной функции – оказания влияния на общественное мнение;

– авторской задумки продукта, созданного себе в удовольствие.

К группе общественно-политических изданий относятся государственные и негосударственные, имеющие одну задачу, но различные социальные функции.

Основная цель изданий, учрежденных органами власти, – сохранение действующего порядка вещей, негосударственных – либо изменение сложившихся порядков в общественно-политической жизни, либо нейтральное к ним отношение. Общей задачей для изданий данной группы является формирование общественного мнения, что является полным игнорированием интересов читателя.

К группе государственных общественно-политических изданий относятся издания нерыночной категории. Основной характеристикой изданий данной группы является гипертрофированность основной функции влияния, а также направленность политики издания на удовлетворение властных амбиций учредителя.

Негосударственные общественно-политические издания целиком соответствуют канонам постиндустриального общества, в первую очередь ввиду своей виртуальности. Основной их характеристикой является отдаленность от нужд народа и очень малое их количество. Совокупное влияние изданий данной группы на общество незначительно, но вполне достаточно для того, чтобы быть услышанными государством. Они в некотором роде тоже корпоративные издания, если под корпорацией подразумевать радикально мыслящую часть общества, где представлены различные политические взгляды. Данная группа изданий позволяет реализовать конституционное право граждан на распространение информации благодаря финансированию посредством частных капиталов. Важная функция видится в представлении всего спектра взглядов, генерируемых обществом.

Все средства массовой информации целесообразно разделять на:

визуальные (периодическая печать);

аудиальные (радио);

аудиовизуальные (телевидение);

электронные (Интернет).

Несмотря на различия, они объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций. Среди функций СМИ, особо значимых в политико-коммуникативном пространстве, можно выделить следующие:

– информационную;

– коммуникативную;

– функцию формирования общественного мнения или идеологическую;

– контрольную и регулятивную;

– рекламно-справочную.

Средства массовой информации относятся к коллективным СМИ-технологиям, которые направлены на охват большой аудитории с помощью средств массовой коммуникации. В современном обществе интернет-СМИ удалось достичь статуса средств массовой информации в связи с многочисленными формами предоставляемых услуг, таких как: электронная почта; веб-сайты; блоги; Интернет и телевидение. По этой причине многие средства массовой информации имеют представительства в Интернете, так как информация может быть легко транслируема в различных регионах мира одновременно, при этом нельзя не отметить экономическую эффективность данной технологии. Необходимо озвучить еще одну из форм средств массовой информации, так называемые открытые СМИ:

– рекламные щиты;

– вывески, плакаты (помещаются внутри и снаружи зданий, автобусов и т.д.);

– летающие щиты (знаки на буксире самолетов);

– дирижабли (воздушная реклама).

Ораторское искусство и события организации также можно рассматривать как одну из форм массовой информации.

Основной функцией политической коммуникации для политических акторов является функция политической пропаганды. СМИ являются базовым инструментом манипулирования общественным мнением. Они прививают массам общие ценности, вкусы, поведенческие модели, нормы, но сути программируя поведение индивидуумов нужным образом, поскольку доверие к СМИ достаточно велико. Люди воспринимают их в качестве официальных источников и даже несмотря на абсурдность некоторой информации, не склонны критически относиться к ней и предпочитают принять за достоверную.

Таким образом, СМИ сами создают общественное мнение и определяют направление его развития. В таком случае общественное мнение не отражает ценности, взгляды и оценки общественности, а олицетворяет выгодные владельцам средств информации взгляды и оценки, которые должны быть у общественности для осуществления с ними манипулятивных акций.

Влияние массмедиа на политику зависит от типов медиатехнологий, структуры медиарынка, нормативно-правовой базы, характера политических институтов, а также от характеристики отдельных граждан.

Успех и провал индивидуальных и коллективных субъектов политической коммуникации стал все больше зависеть от их способности общаться правильно. Рассматривая влияние массмедиа на политико-коммуникативное пространство, целесообразно выделять следующие составляющие взаимодействия:

– политическое ОГЛАВЛЕНИЕ средств массовой информации;

– субъекты и учреждения, участвующие в производстве контента;

– эффект;

– воздействие политической системы на систему СМИ; – влияние системы СМИ на политическую систему.

Итак, массмедиа являются связующим звеном между политическими акторами и обществом. Меняющийся в последнее время профилирующий характер системы СМИ приводит к так называемой эре "новой политической коммуникации", основанной на новых информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ).

Появление электронных медиа резко изменило характер взаимодействия политических акторов с избирателями. Данный вид масс-медиа возлагает функцию демократического воспитания граждан на корпорации, которые основной своей целью ставят получение прибыли, в результате чего снижается качество политической коммуникации. Для того чтобы изучить эффекты, которые корпорации оказывают на политическое ОГЛАВЛЕНИЕ, нужно сначала определить, что такое политический контент. Политический контент – любой рассказ или статья, фокусирующаяся на изменениях в составе правительства (государственных органов) и на общественном мнении, которые вызывают дискуссии среди своих граждан.

Основное требование к СМИ в демократическом обществе предъявляется к политическому контенту, который должен быть основан на объективной и целостной информации о политических процессах, проблемах и который не пытается изменить мнение адресата коммуникации. Это позволит каждому гражданину анализировать факты и прийти к собственным выводам, способствуя тем самым активному развитию демократического процесса. Однако в настоящее время большинство политических материалов, появляющихся во всех средствах массовой информации, не требуют критического осмысления. Сегодня часто можно слышать мнение, что новости стали менее наполнены политической информацией. В медиаиндустрии большую роль играет доля прибыли, поэтому адресатам все чаще приходится получать информацию, в том числе и политическую, как истории развлекательного характера, вызывающие "человеческий интерес". В результате средства массовой информации часто направлены на:

– личности, а не реальные политические процессы;

– сенсационные откровения;

– катастрофы;

– впечатляющие образы.

В связи с этим массмедиа часто обвиняют в "дамбинге" (от англ, dumbing – глупость, молчаливость, беззвучность, скрытность). В этом случае контент строится лишь с целью погони за рейтингами[2].

Исследователи в области влияния массмедиа на политическое пространство в России (С. Уайт и Я. Макалистер, Р. Шмитт-Бек) выделяют следующие характеристики коммуникативного процесса:

– осуществление государственного контроля над средствами массовой информации является мощным инструментом не только пропаганды в период предвыборных кампаний, но и средством постоянного поддержания и укрепления государственной власти;

– средства массовой информации служат не только для повышения знаний и политического участия, но и способствуют позитивному отношению к политическим партиям и демократии.

Вплоть до середины XX в. газеты и брошюры были наиболее важным средством для распространения радикальных политических идей. Рост популярной прессы в XIX в. шел рука об руку с промышленной революцией.

Говоря о наиболее влиятельном канале массмедиа сегодня, необходимо отмстить телевидение, находящееся в доминирующей среде, несмотря на его недавнее происхождение. Согласно проведенным опросам, три четверти людей идентифицируют телевидение как наиболее важный источник получения информации о политике. На 2010 г. в России, например, больше всего доверяют телевидению (70%), затем печатной пресса (50%) и радио (44%). Проводимые в Великобритании опросы также регулярно показывают, что более 70% зрителей испытывают большее доверие к телевизионной информации как справедливой и точной, в то время как только треть доверяют печатным СМИ.

Неудивительно, что средства массовой информации и политические акторы стали более тесно связаны между собой. Все чаще журналисты идут в политику, реже политики – в журналисты.

В современной политической науке участниками политико-коммуникативного процесса посредством массмедиа, по мнению исследователей, являются следующие:

Спин-доктор – специалист, исправляющий события, ставшие результатом негативных и провокационных действий конкурентов ("черный PR"), при помощи комплексной системы инструментов, приемов, форм и методов в области PR.

Медиаменеджер – специалист, в круг основных обязанностей которого входят: разработка медиастратегии и тактики компании; ведение переговоров с медиаагентствами, анализ рынка медиауслуг; планирование бюджета на медийные активности компании; отслеживание эффективности различных медиаканалов (ТВ, радио, пресса, наружная реклама, Интернет и др.); оценка работы агентств. Обращаясь к медиаменеджеру, заказчик делает ставку на личность, а не на технологии.

Фокус-группа, состоящая из представителей группы избирателей. Сторонники различных партий могут опробовать новые лозунги, изображения или программы, чтобы проследить реакцию и скорректировать свои действия.

В современной демократии средства массовой информации играют важную политическую роль:

– способствуют популяризации принимаемых решений и политических акторов, участвующих в принятии этих решений;

– информируют общественность о действиях правительства, обучают избирателей ориентироваться в политической действительности;

– выступают на страже общественных интересов, защищая каждого индивидуума от возможного чрезмерного употребления представителями власти.

Таким образом, можно сделать вывод, что СМИ играют очень важную роль в политической коммуникации. Это следует из того, что благодаря своим коммуникативным свойствам СМИ существенно изменили не только стиль, но и процедуры формирования государственных органов, отбора правящей элиты, проведения основных политических кампаний в государстве. Например, на выборах люди зачастую ориентируются не на программы кандидатов и их партийную принадлежность, а на то, что и как расскажет и покажет телевидение об их жизни и деятельности, какие сведения, характеризующие этих людей, опубликуют газеты.