Маркировка подакцизной продукции
Алкогольная продукция (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), производимая на территории РФ, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками, которые приобретаются производителями алкогольной продукции в территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на условиях их предварительной оплаты.
Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Сумма денежных средств, предназначенных для приобретения акцизных марок и подлежащих внесению на счет Федерального казначейства, определяется по формуле
С = См × Кап,
где С – сумма денежных средств, предназначенных для приобретения марок; См – цена одной акцизной марки; Кап – количество бутылок или иной потребительской тары, для маркировки которых приобретаются акцизные марки.
Акцизные марки являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории РФ алкогольной продукции. Применение акцизных марок позволяет государству своевременно обнаруживать товары, не оплаченные акцизным сбором, а покупателю гарантирует качество и количество покупаемого товара.
Стоимость приобретенных и израсходованных акцизных марок засчитывается в счет уплаты акцизов.
Срок уплаты акциза и представления налоговой декларации
При реализации (передаче) произведенных подакцизных товаров акциз необходимо уплатить в полном объеме не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (и. 3 ст. 204 НК).
Организации, совершающие операции с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом и имеющие соответствующие свидетельства, производят уплату акциза не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Декларации по акцизам предоставляются в те же сроки.
Особенности взимания акцизов по экспортно-импортным операциям
Согласно ст. 183 и 184 НК операции по реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ освобождаются от уплаты акцизов при соблюдении следующих условий:
1) товары должны быть реализованы за пределы территории РФ;
2) товары должны быть помещены под таможенный режим экспорта;
3) должна быть представлена в налоговый орган банковская гарантия, предусматривающая обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в течение 180 календарных дней со дня реализации подакцизных документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Банковская гарантия должна быть представлена в налоговый орган не позднее установленного срока уплаты акцизов.
При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика банковской гарантии уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров:
– контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
– платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
– таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа "выпуск разрешен", "товар выполнен";
– копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских таможенных органов места убытия.
Датой отгрузки подакцизных товаров признается дата первого но времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю.
Дата реализации за пределы Российской Федерации подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, определяется как день подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.
При ввозе подакцизных товаров акциз взимается таможенными органами.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, партии подакцизных товаров.
Акцизная политика в Таможенном союзе
Основными документами, регулирующими взимание акцизов в Таможенном союзе (Россия, Беларусь и Казахстан), являются:
• Соглашение от 25 января 2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе";
• Протокол от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе";
• Протокол от 11 декабря 2009 г. "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов".
Основополагающими принципами, применяющимися при исчислении акцизов во взаимной торговле государств – участников Таможенного союза, являются следующие:
1) при экспорте товаров применяется освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Не требуется представлять в налоговый орган поручительство банка или банковскую гарантию для освобождения от налогообложения акцизами операций по экспорту подакцизных товаров в государства – члены Таможенного союза;
2) при импорте товаров на территорию одного государства – участника Таможенного союза с территории другого государства – участника Таможенного союза акцизы взимаются налоговыми органами государства-импортера, а по товарам, подлежащим маркировке, взимание акциза осуществляется таможенными органами государств – членов Таможенного союза, на территорию которых импортированы товары.
В отношении подакцизных товаров, не подлежащих маркировке, налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет организацией импортированных подакцизных товаров.
До 20-го числа месяца, следующего за месяцем оприходования ввезенных товаров, в налоговый орган необходимо представить декларацию и следующие документы: заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в четырех экземплярах, выписку банка, подтверждающую фактическую уплату акциза по импортированным товарам, транспортные (товаросопроводительные) документы поставщиков, которые подтверждают перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого, договоры (контракты), на основании которых приобретены импортируемые товары.
Акцизы, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
Обязанность по уплате акцизов по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию РФ с территории государства – члена Таможенного союза, возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию РФ.
Акциз перечисляется налогоплательщиком на счет Федерального казначейства не позднее пяти дней со дня принятия на учет ввезенных маркированных товаров;
3) при импорте на территорию государства – участника Таможенного союза акцизы не взимаются по товарам, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию;
4) ставки акцизов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставок акцизов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства. Реализация этого принципа означает, что в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, и товаров, произведенных на территории РФ, применяются единые ставки акцизов, установленные ст. 193 НК.
Перспективы акцизного налогообложения
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрены дальнейшие изменения, направленные на уточнение действующего порядка налогообложения акцизами с целью повышения его эффективности.
В ближайшие три года будет производиться индексация ставок акциза на сигареты в среднем на 40% в год, что должно привести к дополнительным доходам федерального бюджета РФ в сумме 105,2 млрд руб. в 2016 г.
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% будут расти опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, пива и натуральных вин. Индексация ставок должна принести в бюджет РФ в 2016 г. 6,2 млрд руб.
Размер ставок акцизов на прямогонный бензин за три года планируется увеличить на 30%. Дополнительные доходы федерального бюджета РФ в связи с индексацией ставок акцизов на нефтепродукты в 2016 г. ожидаются в 38 млрд руб.
Акцизные ставки в странах Таможенного союза значительно различаются, что снижает активность взаимовыгодных торговых отношений. В целях защиты отечественных производителей и пополнения доходной части бюджетов всех стран – членов Таможенного союза и стоит задача унификации акцизной политики в рамках данного интеграционного объединения, что позволит исключить недобросовестную межстрановую налоговую конкуренцию и пополнить доходную часть бюджетов всех стран – членов Таможенного союза.
***
Акцизы являются представителями косвенных налогов, включаются в цену товара и перелагаются в результате на конечного потребителя. Кроме фискальной функции, индивидуальные акцизы призваны осуществлять регулирование объемов реализации и потребления отдельных групп товаров. Повышение качества произведенной подакцизной продукции, стимулирование потребления наименее опасных для здоровья подакцизных товаров реализуются путем установления дифференцированных ставок акциза внутри товарных групп.
Индивидуальными акцизами облагается весь объем реализованных (оприходованных) подакцизных товаров. Производимые налогоплательщиками налоговые вычеты по отдельным подакцизным товарам способствуют устранению двойного налогообложения, а государству позволяют контролировать объемы производимой подакцизной продукции.