Лекция 5. МАРКЕТИНГ УСЛУГ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• особенности рынка информационно-консультационных услуг и маркетинговой деятельности ИКС; методы выявления потребностей в информационно-консультационных услугах;
уметь
• идентифицировать проблемы сельских товаропроизводителей и разрабатывать предложения услуг по их решению; анализировать рынок информационно-консультационных услуг; разрабатывать стратегии поведения на рынке информационно-консультационных услуг; управлять маркетинговой деятельностью ИКС;
владеть
• современными приемами и способами проведения опросов для выявления потребностей сельских товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах.
Основы маркетинга в деятельности информационноконсультационной службы
В современных условиях в деятельности любой организации ИКС независимо от ее организационно-правовой формы особое внимание должно уделяться маркетингу как одному из важнейших элементов хозяйственного механизма.
Маркетинг – понятие многоплановое и динамичное. В широком смысле маркетинг – интегрированная целевая философия бизнеса, цель, сущность которой выражена общепризнанной формулой: производите то, что у вас безусловно будет куплено, а не навязывайте покупателю то, что вам удалось произвести.
Маркетинг в узком смысле – это целостная, гибкая система управления деятельностью организации ИКС на основе комплексного анализа потребностей клиентов (сельских товаропроизводителей) с целью успешной реализации своих услуг для повышения эффективности АПК.
Принципы маркетинга в деятельности информационно-консультационных служб:
• маркетинговая деятельность требует целенаправленности, так как процесс взаимоотношений "товаропроизводитель – консультант" есть результат взаимодействия многообразных (порой разнонаправленных, трудно управляемых) факторов;
• планирование маркетинга и принятие управленческих решений относительно любого элемента комплекса маркетинга должны базироваться на анализе внутренней и внешней среды (ориентация организации ИКС не на сиюминутный, а на долговременный результат деятельности придает особую значимость исследованиям спроса и предложения услуг, прогнозному определению потребностей сельских товаропроизводителей);
• управление удовлетворением спроса сельских товаропроизводителей предполагает построение рациональной системы управления маркетингом, целенаправленное воздействие на него с помощью всех доступных средств;
• максимальное приспособление деятельности организации ИКС к требованиям сельского товаропроизводителя, структуре спроса обеспечивается единством стратегии и тактики маркетинга.
Управление маркетинговой деятельностью ИКС осуществляется путем воздействия на элементы комплекса маркетинга.
Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю факторов маркетинга, совокупность которых руководство организации ИКС использует для получения желаемой ответной реакции со стороны целевого рынка (определенной группы потребителей услуг, клиентов службы).
Комплекс маркетинга включает следующие факторы:
• товар (консультационная услуга);
• цена;
• система распространения услуг;
• система стимулирования предоставления услуг.
Товар как фактор комплекса маркетинга представляет собой набор потребительских свойств, которые клиенту (сельскому товаропроизводителю) нужны и которые он желает приобрести или получить. Организации ИКС могут обновлять отношения с клиентами при предоставлении им услуг, последовательно улучшая их потребительские свойства; выходить на рынок с новыми продуктами (услугами), что позволяет снижать до минимума риск на рынке услуг; осуществлять разработку новых услуг по заказу товаропроизводителя, используя дополнительные научные исследования и т.п.
Цена как фактор комплекса маркетинга есть денежное выражение стоимости "товара" (консультационной услуги), экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на его производство (осуществление) общественно необходимого рабочего времени. В основе ценовой политики организаций ИКС лежат следующие параметры. Во-первых, это положение организации на рынке информационно-консультационных услуг, которое определяется структурой рынка, долей организации на рынке, ассортиментом ее услуг, финансами и др. Во-вторых, перспективность информационно-консультационных услуг организации на рынке, обусловливаемая их конкурентоспособностью, оперативностью и гибкостью предоставления, уровнем платежеспособного спроса на услуги и др. В-третьих, перспективность рынка информационно-консультационных услуг, определяемая емкостью и насыщенностью рынка, ценовой эластичностью спроса на услуги и др.
В основе определения цен на услуги ИКС лежат такие факторы, как издержки на подготовку и оказание услуг; мнение потребителей (клиентов ИКС); цены конкурентов и др.
Система распространения услуг – это деятельность, благодаря которой они становятся доступными для потребителя (клиента ИКС). Она состоит в организации эффективных каналов доведения услуг до товаропроизводителей (массовые, групповые, индивидуальные методы), привлечении других организаций, получении обратной связи и т.п. Канал доведения услуг – путь, по которому они движутся от ИКС к клиенту (собирается и распространяется маркетинговая информация, стимулируется реализация услуг, услуги дорабатываются под требования клиента, осуществляется предоставление услуг, финансируется функционирование канала и т.п.). ИКС использует как каналы прямого маркетинга (состоят из разработчика услуг, предоставляющего их непосредственно потребителю), так и косвенные каналы (включают в себя одного или нескольких разработчиков услуг, посредников, соисполнителей, потребителей и т.п.).
Система стимулирования предоставления услуг представляет собой деятельность по распространению сведений о достоинствах услуг, по убеждению клиентов в необходимости их получения и включает в себя различные виды рекламы и методы стимулирования сбыта продукции.
Реклама в деятельности ИКС должна базироваться на принципах юридической безупречности и честности. Для эффективности рекламы в деятельности ИКС к ней предъявляются такие требования, как высокая действенность, хорошая запоминаемость и сильная эмоциональность.
В зависимости от жизненного цикла товара (услуги) выделяют три вида рекламы: информативная реклама, увещевательная и напоминающая.