Лекция 23. Маркетинг в театрально-концертных организациях
Сфера концертного менеджмента включает в себя множество самых разнообразных форм. Концертный менеджмент может осуществляться как в организациях, так и в обслуживании отдельного исполнителя.
Есть концертные организации в строгом смысле слова: это филармонии, объединения, концертные компании, концертные центры, дирекции, концертные залы и самостоятельные художественные коллективы. Подготовка и организация концертов является их основной деятельностью. Они могут принадлежать как государственной, так и частной сфере, быть некоммерческими учреждениями и коммерческими предприятиями.
Музыкальные и драматические театры хотя и не являются в строгом смысле слова концертными организациями, чаще всего включают организацию и проведение концертов в свою основную уставную деятельность.
Концертами занимаются и другие организации, для которых это не является их основной деятельностью. К ним относятся:
культурно-досуговые учреждения: дворцы культуры, клубы, парки, музеи, библиотеки;
культурно-спортивные комплексы: дворцы спорта и стадионы;
фирмы, банки, производственные объединения: концерты становятся частью корпоративных мероприятий, устраиваемых для своих сотрудников;
общественные организации: музыкальные общества, союз концертных исполнителей, союз деятелей эстрадного искусства и др.
Концертные организации в строгом смысле слова можно разделить на три группы в зависимости от их специализации. Первая группа реализует собственные творческие силы, вторая предоставляет собственные концертные площадки, третья занимается посреднической деятельностью. Возможно сочетание этих специализаций в различных вариантах.
К первой группе, предоставляющей только собственные творческие силы, относятся, как правило, самостоятельные творческие коллективы (например, Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова, Государственный академический ансамбль народного танца им. И. А. Моисеева и др.).
Ко второй группе, предоставляющей только собственные площадки, относятся самостоятельные концертные залы (например, Государственный центральный концертный зал "Россия" в Москве, Большой концертный зал "Октябрьский" в Санкт-Петербурге и др.).
К третьей группе, занимающейся исключительно посреднической деятельностью, относятся организации, не имеющие ни собственных площадок, ни собственных творческих коллективов (например, Российская государственная концертная компания "Содружество", основанная на базе советского "Союзконцерта").
Филармонии являются организациями, сочетающими, как правило, все три функции: они имеют собственные творческие коллективы, собственные залы и организуют на своих площадках концерты приглашенных исполнителей. В силу своей многофункциональности концертный менеджмент филармонии имеет многоуровневую и разветвленную структуру (рис. 23.1).
Специфическая черта концертного менеджмента заключается в том, что он может осуществляться и в отношении одного, отдельно взятого артиста. Музыкант-исполнитель отличается от артиста драматического театра гораздо большей автономностью. Он может ни от кого не зависеть ни в выборе репертуара, ни в его интерпретации, ни в выборе сценической площадки. Его неповторимая индивидуальность самоценна. Недаром замечено, что для публики важен не репертуар, а имя исполнителя. Но так как творческой личности непременно нужен помощник, который взял бы на себя организацию его выступлений и заботился бы о его материальном благополучии, рядом с артистом всегда существовали импресарио, антрепренер. В последнее время появилась еще одна фигура — продюсер.
Эти три фигуры олицетворяют собой различные формы концертного менеджмента. Известно, что термин "менеджер" имеет два значения: наемный управляющий и предприниматель. Если директор филармонии (т.е. учреждения культуры) является прежде всего наемным управляющим, то продюсер, антрепренер, импресарио — лица, соответствующие более всего второму значению — предприниматель. А. С. Лурье, доцент ГИТИСа, специалист по концертному делу, дает точное определение термина "продюсер":
"Привычный для нас перевод английского слова producer — режиссер - пришел из кино. Однако в данном случае более близким по смыслу представляется его буквальное значение — производитель, человек, который производит. Именно он складывает дело, формирует всю технологическую цепочку, под него дают инвестиции, он принимает основной риск, своим именем и авторитетом продвигая проекты. Продюсер — творец, который обеспечивает необходимое качество продукта, являющегося результатом творчества других"[1]. Александр Станиславович обращает внимание па разницу между продюсером и другими известными истории концертного дела предпринимателями — антрепренером и импресарио: "Продюсер в основном работает с проектами, такими как поиск новых талантов, создание новых коллективов, новых “звездных” имен, подготовка оригинальных
Рис. 23.1. Организационная структура Свердловской государственной академической филармонии
программ, проведение фестивалей и т.д. Антрепренер (от фр. entrepreneur — предприниматель) — это владелец, арендатор или содержатель частного зрелищного предприятия. В отличие от продюсера антрепренер в основном занимается эксплуатацией этого предприятия — антрепризой. Тем не менее антрепренер, работающий с проектами, может быть продюсером, так же как и продюсер — антрепренером. Импресарио (от итал. impresario, от imprendere — предпринимать, затевать) — это профессиональный устроитель концертов, представлений. Организатор зрелищных предприятий или агент какого-либо артиста, действующий о его имени, заключающий для него контракты. Его специализация — посредническая деятельность, хотя он также может выступать в роли и продюсера, и антрепренера".
Важно запомнить!
Организатор концертного дела может иметь или не иметь музыкального образования, но трудно представить на этом посту человека, который ничего не понимает в музыке, не любит ее. Современный концертный менеджер, особенно если он — руководитель концертной организации, должен быть широко образованным человеком, обладать художественной интуицией и предпринимательским талантом.
Управление концертным делом означает организацию творческо-производственного процесса. При всей сложности этого процесса можно выделить сто основные задачи:
создание условий для предконцертного периода (для репетиций отдельных номеров, сводных репетиций и генеральной репетиции);
обеспечение качества инструментов;
обеспечение акустики, освещения и обстановки концертного зала;
построение программы концерта;
обеспечение посещаемости концертов.