Лекция 8. Маркетинг в страховании
После изучения главы 8 бакалавр должен:
знать
• основные понятия, категории и инструменты маркетинговой политики страховой организации;
• ОГЛАВЛЕНИЕ маркетинговой концепции управления страховой организации;
• применение разнообразных видов маркетинга в страховании;
уметь
• выявлять проблемы экономического и управленческого характера и использовать различные виды маркетинга при анализе конкретных маркетинговых ситуаций в страховании;
владеть
• понятийным аппаратом в области маркетинга страховых организаций.
Понятие страхового маркетинга
Маркетинг – это комплексная система организации производства, сбыта продукции и оказания услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению качества услуг, изучению потребителей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению цеповой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых услуг. будучи порождением рыночной экономики, маркетинг является в определенном смысле философией производства и оказания услуг, полностью подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических политических, научно-технических и социальных факторов. Организации рассматривают маркетинг как средство для достижения поставленных целей, фиксированных на данный момент по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической для себя эффективностью.
Особенности маркетинга страховых услуг. Под маркетингом услуг понимаются действия, благодаря которым услуги организации доходят до ее клиентов. Главная цель маркетинга услуг – помочь клиенту но достоинству оценить организацию и предоставляемые ею услуги, и сделать выбор в ее пользу. Специфика маркетинга страховых услуг определяется особенностями рынка и характерными чертами самих услуг.
Выделяют следующие особенности рынка страховых услуг:
1) услуга не существует до ее представления. Это делает невозможным сравнение предложений двух разных продавцов даже там, где продукты страховых компаний кажутся идентичными; сравнение возможно только после получения услуги. Материальные товары можно сравнить различными способами: тестированием, пробными покупками, испытанием и т.д. Единственное, что можно сделать на рынке страховых услуг, – это сравнить ожидаемые выгоды и полученные результаты;
2) предоставление страховых услуг требует специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить, а зачастую и понять. Высокая степень неопределенности при предоставлении услуг ставит клиента в крайне невыгодное положение, поэтому клиент зачастую стремится работать с одним и тем же "продавцом". Эта инерция "работает" на продавца, так как в таком случае покупатели склонны прощать нарушения, когда они их замечают.