Законодательное и договорное регулирование заработной платы и доходов населения

Государственное регулирование заработной платы, пенсий и других доходов населения включает в арсенал своих средств широкий круг законодательных, нормативных и организационных механизмов, призванных обеспечивать выполнение следующих функций:

- установление минимально необходимого уровня доходов населения (заработной платы, пенсий, стипендий, пособий) с позиции социальных гарантий жизнедеятельности населения и применения с этой целью набора нормативных регуляторов и организационных механизмов; если доход члена семьи оказывается ниже установленного минимума, то предусматриваются налоговые льготы или социальные пособия, а также законодательно устанавливается порядок индексации заработной платы, пенсий, пособий в зависимости от роста цен;

- налоговое регулирование доходов физических лиц с учетом обеспечения общественно-необходимого уровня и структуры потребления населения с помощью проведения социальной и фискальной политик, включающих установление шкалы подоходного налога, тарифов на обязательные виды социального страхования (пенсионное, медицинское и др.у налоговых льгот для обеспечения социальной поддержки семей с низкими доходами (на лечение, образование, приобретение жилья и т.п.);

- бюджетное предоставление публичных услуг населению, призванных обеспечивать такие социально значимые условия жизнедеятельности населения как медицинское и коммунальное обслуживание, образование и поддержание общественного порядка;

- государственная поддержка систем обязательного и добровольного социального страхования с помощью законодательного регулирования и контроля, а также участия в финансировании социально значимых программ для уязвимых категорий населения;

- участие в качестве партнера и арбитра в регулировании социально-трудовых отношений, связанных с установлением договорных отношений между объединениями работодателей и профсоюзов.

Законодательная база, регулирующая заработную плату в России, весьма ограничена (искусственно заужена) и крайне несовершенна с позиции правового воздействия на основного субъекта правоотношений в этой сфере — работодателя. Нормы прямого действия сведены к установлению минимального размера оплаты труда, обязательного для получения работниками предприятий и организаций всех форм собственности, и нормативному регулированию величины оплаты труда работников бюджетного сектора.

Регулирование минимальной заработной платы используется в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования не только уровня, но и динамики, структуры, дифференциации доходов населения практически во всех развитых странах мира. Значение данного регулятора доказано международной практикой. Эксперты международных организаций указывают на негативные последствия занижения размеров заработной платы вообще и минимальной заработной платы в частности.

Справочно: Международные правила, касающиеся минимальной заработной платы, содержатся в основном в не ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ № 131 (1970 г.) "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран и в одноименной Рекомендации МОТ № 135.

Согласно положениям Конвенции № 131, при определении уровня минимальной заработной платы предлагается учитывать потребности трудящихся и их семей, принимая во внимание общин уровень заработной платы в стране, стоимости жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп, экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокой занятости.

По данным МОТ, минимальная заработная плата применяется как один из инструментов социально-экономической политики более чем в 100 странах мирового сообщества. Критериями для установления минимальной заработной платы являются:

— прожиточный минимум работника и его семьи;

— соотношение со средней заработной платой в стране;

— возмещение потерь от инфляции;

— уровень производительности труда;

— размер душевого дохода в стране;

— уровень безработицы среди работников низкой квалификации;

— размеры социальных пособий, в том числе пенсий.

Другими словами, важнейшими факторами, учитываемыми при определении уровня МРОТ, служат:

а) потребности работников и их семей с учетом общего уровня заработной платы в стране, стоимость жизни, размеры социальных пособий и сравнительный уровень жизни других социальных групп;

б) требования экономического развития, уровень производительности труда, достижение и поддержание высокого уровня занятости.

Рекомендация № 135 формулирует цели установления минимальной заработной платы, критерии для определения ее уровня, порядок внесения в нее корректив. Основной целью установления минимальной заработной платы, как это определено в Конвенции МОТ № 131 и Рекомендации МОТ № 135, должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты с позиции прожиточного минимума работника и его семьи.

Важным критерием, характеризующим национальную систему оплаты труда, служит показатель соотношения минимальной и средней заработной платы, или так называемый индекс Кейтца. Он свидетельствует о степени регулирования заработной платы в стране. Как правило, в промышленно развитых странах индекс Кейтца составляет величину в диапазоне 40—50%. Наиболее высокие индексы Кейтца в Италии и Норвегии, где они превысили 70% от средней заработной платы. Значительно ниже средних величин этот показатель в Испании, где он составляет немногим более 32%.

В России индекс Кейтца составляет всего 20%, что свидетельствует о фактическом отсутствии механизмов регулирования заработной платы на всех уровнях управления: на уровне предприятий, отраслей экономики, регионов.

Рекомендованные пропорции данного соотношения Международной организацией труда составляют 50% и Европейским Союзом — 60%2.

Комитет по социальным правам Совета Европы, комментируя ст. 4 Европейской социальной хартии, подчеркивает, что соотношение минимальной и средней заработной платы (за вычетом налогов) не должно быть ниже 60%. Для того чтобы выйти на указанное соотношение в России, существующий минимальный размер минимальной заработной платы требуется увеличить в 2 раза (с 4330 до 7200 руб.).

Несложно спрогнозировать, что в перспективе (до 2015 г.) данное соотношение (при разных вариантах развития экономики и сферы заработной платы) в России не достигнет рекомендуемых МОТ величин. В лучшем случае его относительная величина составит около 35%, что в итоге не позволит создать сбалансированную рыночную модель заработной платы.

Крупные, формационного типа изменения, происходящие в России, вызывают необходимость трансформации модели распределения доходов, требуют постановки и решения крупной задачи государственного масштаба по повышению и оптимизации доли заработной платы наемных работников и доходов самозанятого населения в ВВП. Размер минимальной заработной платы следует приблизить к величине не ниже 40% от средней заработной платы по стране; размер средней заработной платы должен составлять 5—6-кратную величину от прожиточного минимума, для чего требуется существенно увеличить объем заработной платы, величину которой принципиально важно приблизить к концу первого десятилетия XXI в. к уровню не менее 35-40% ВВП.