Законодательно-правовое обеспечение экономической безопасности личности
С позиций философии право трактуется как совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, надежность), первоначально покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права; позитивное право формулирует исконные права человека (например, право на жизнь и право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и широко разветвляющиеся, вытекающие из него права. Позитивное право указывает на то, что должно происходить, если сталкиваются права нескольких личностей; оно становится совокупностью правил, регулирующих человеческие отношения. Задача, с одной стороны, законодательства, а с другой – воспитания заключается в том, чтобы устанавливать и поддерживать соответствие между позитивным правом и правовым чувством как можно большего числа граждан государства. Принудительность права, осуществляемая государством, является очень ограниченной потому, что применение власти может препятствовать человеческим действиям.
Правовое государство – это государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства точно соблюдают существующие законы.
Закон – это предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе (нравственный закон, правовой закон); предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить. Явления не вызываются законом, а всегда бывают следствием соответствующих законов.
Таким образом, с позиций философии задачей законодательных органов государства является создание совокупности правил (законов, подзаконных актов), регулирующих человеческие отношения и, соответственно, отношения "личность – государство", не противоречащие основам правового государства.
Каково же состояние дел в области правового обеспечения экономической безопасности в целом и экономической безопасности личности в частности? Ответ на этот вопрос можно получить, проанализировав имеющиеся аналитические и законодательные материалы по экономической безопасности.
Сложность обеспечения экономической безопасности усугубляется отсутствием целостного правового подхода к осуществлению экономических реформ и к решению указанной проблемы в частности. Совершенно очевидно, что при таком подходе обеспечение экономической безопасности должно предусматривать комплекс политических, собственно экономических, социальных, правовых, специальных и пропагандистских мер, объединенных в одну программу на основе единого концептуального подхода, единства цели и задач. Это позволит в конечном итоге определить место и роль различных государственных и негосударственных органов и организаций в реализации такой программы, а также рамки ответственности каждого из субъектов, участвующих в реализации такой программы.
Тем самым исполнительная власть обеспечивает выработку и претворение в жизнь программы действий; законодательная власть утверждает правительственную программу и осуществляет парламентский контроль за ее осуществлением; общество через свои общественные и политические организации обеспечивает общественную экспертизу предложенной программы, оказывает поддержку ее реализации и осуществляет общественный контроль с точки зрения адекватности ее выполнения интересам различных социальных групп и слоев.
Только объединив усилия законодательной и исполнительной ветвей власти, сделав членов общества реальными участниками процесса осуществления программы, можно будет эффективно и в достаточно сжатые сроки сформировать основу обеспечения экономической безопасности России. При этом основополагающим фактором является, как показала практика последних лет, решение вопроса о собственности. Если рядовой гражданин в этом вопросе найдет свой непосредственный интерес, то при реализации программы можно будет успешно разрешать основные противоречия в этой области и избежать многих острых форм принуждения.
Преодоление пробелов и недостатков в сфере обеспечения экономической безопасности видится прежде всего в необходимости иметь четкую концептуальную основу, призванную обеспечить подготовку пакета законов, взаимосвязанных единой идеей.
Необходимо принятие новых и обновление уже существующих законов, таких как:
1) Федеральный закон "О безопасности", который должен выступать как юридическая основа, определяющая все направления, охватывающие сферу национальной безопасности, в том числе и в первую очередь область экономической безопасности;
2) законы, доводящие до логического конца регулирование вопросов собственности: о государственной собственности, о предприятиях, о поддержке отечественного производителя, о защите и поддержке малого и среднего предпринимательства, о банках, о налогах, о земле и др. Тем самым можно будет, наконец, упорядочить процесс разгосударствления на основе четких критериев и стимулирования развития экономики преимущественно с помощью экономических рычагов;
3) законы о государственной службе, государственной тайне, коммерческой тайне, о декларировании индивидуальных доходов граждан. Этими законами прежде всего и должны регулироваться отношения, возникающие по поводу и вокруг собственности в целом и ее видов: государственной, частной, коллективной. Без них будет весьма сложно рассчитывать на то, чтобы на правовой основе закрыть дорогу расцвету коррупции, взяточничеству, распродаже и разворовыванию передовой технологии, государственного достояния, народного имущества;
4) законы о борьбе с организованной преступностью, с коррупцией, новый уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. Эти законы, продолжая правовую линию первых групп законов, станут логическим правовым обоснованием всей системы борьбы с наиболее опасными преступными деяниями в сфере экономики и в обеспечении экономической безопасности.
Вышеприведенный анализ лишь обозначает концептуальную линию, охватывающую методологический уровень, уровень регулирования экономических отношений в условиях рынка, что определяет экономические и административные рычаги воздействия на негативные факторы, вызывающие "угрозы" в социально-экономической сфере. В то же время уровень регулирования отношений по проблемам собственности и непосредственной борьбе с преступлениями прямо задействован на подавление преступных посягательств. Первое делает возможным эффективное функционирование второго. Все вместе взятое: и создание отсутствующих концепций, и более приближенных к экономическим реалиям законов, механизмов, – делает возможным правовое обеспечение экономической безопасности личности.
Основными документами, регулирующими вопросы обеспечения экономической безопасности личности, как уже говорилось, является Конституция РФ (гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина") и ГК РФ – свод законов, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.
Гражданский кодекс РФ состоит из 1551 статьи и разделен на четыре части.
Часть первая
Раздел I. Общие положения (ст. 1–208).
Раздел II. Право собственности и другие вещные права (ст. 209-306).
Раздел III. Общая часть обязательственного права (ст. 307-453).
Часть вторая
Раздел IV. Отдельные виды обязательств (ст. 454–1109).
Часть третья
Раздел V. Наследственное право (ст. 1110–1185).
Раздел VI. Международное частное право (ст. 1186–1224).
Часть четвертая
Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст. 1225–1551).