Маркетинговый анализ
Маркетинговый анализ должен способствовать обеспечению устойчивого, конкурентоспособного положения предприятия на рынке товаров и услуг с учетом состояния внешней и внутренней среды. Маркетинговый анализ состоит из двух главных направлений исследования – это анализ характеристик рынка и анализ внутренних возможностей (включая потенциальных) производственной деятельности предприятия, которые могут обеспечивать процесс эффективного функционирования предприятия в условиях рынка. Основными субъектами рынка являются предприятие, поставщики, конкуренты и потребители.
Если предприятие взаимодействует с большим количеством поставщиков и потребителей, то возникает задача выделения группы приоритетных поставщиков покупателей для повышения эффективности взаимодействия с ними и снижения затрат. Для решения задачи применяется ABC-анализ, в основе которого лежит принцип Паретто: "За большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин".
Суть ABC-анализа состоит в разбиении поставщиков (покупателей) на три группы:
• категория А – наиболее значимая для предприятия группа поставщиков (покупателей), которая требует регулярного анализа, так как может оказать влияние на 50–70% оборота всего предприятия;
• категория В – значимая для предприятия группа поставщиков (покупателей), которая дает 20–30% оборота предприятия;
• категория С – менее значимая для предприятия группа, так как дает 10–20% оборота всего предприятия.
ABC-анализ направлен на реализацию принципа экономического анализа – выделение узких мест и ведущих звеньев и в деятельности предприятия. Чтобы оценить динамику групп, ABC-анализ необходимо проводить систематически, сравнивая показатели отчетного периода с базовым. Такой анализ поможет предоставить объективную информацию о причинах нестабильности в снабжении производства или уменьшении объемов продаж.
ABC-анализ можно применить и к ассортименту продукции, при этом выявляются продукты, наиболее выгодные для предприятия с точки зрения доходности.
Порядок проведения ABC-анализа заключается в следующем:
1) выбирается объект анализа;
2) определяется параметр, по которому будет проводиться анализ объекта;
3) производится ранжирование показателей;
4) выделяются группы А, В, С.
Для выделения групп А, В и С применяются несколько способов. Рассмотрим два из них: метод касательных и эмпирический (экспертный) способ. Метод касательных заключается в разделении объектов анализа на группы при помощи касательных к кривой ABC-анализа. Эмпирический метод заключается в разделении объектов на группы на основе усредненных результатов ранее проведенных исследований или мнений экспертов. Рассмотрим эти методы на примере.
Пример
Провести ABC-анализ поставщиков сахарного песка на кондитерскую фабрику.
На первом этапе формируется информация о поставщиках сахарного песка и их доли в объеме поставок.
Поставщик |
Объем поставок, тыс. руб. |
Удельный вес поставок, % |
1 |
378,9 |
6,40 |
2 |
1837,2 |
31,05 |
3 |
947,9 |
16,02 |
4 |
238,9 |
4,04 |
5 |
1473,0 |
24,89 |
6 |
102,1 |
1,73 |
7 |
939,0 |
15,87 |
Итого |
5917,0 |
100 |
На втором этапе производится ранжирование поставщиков по объему поставок, расчет процента поставок нарастающим итогом и выделение групп поставщиков.
Поставщик |
Объем поставок, тыс. руб. |
Удельный вес поставок, % |
Процент поставок нарастающим итогом |
2 |
1837,2 |
31,05 |
31,05 |
5 |
1473,0 |
24,89 |
55,94 |
3 |
947,9 |
16,02 |
71,96 |
7 |
939,0 |
15,87 |
87,83 |
1 |
378,9 |
6,40 |
94,23 |
4 |
238,9 |
4,04 |
98,27 |
6 |
102,1 |
1,73 |
100 |
Рассмотрим деление поставщиков на группы методом касательных. Для этого представим графически процент поставок нарастающим итогом (на рис. 9.2 кривая линия).
Рис. 9.2. Графическое представление поставок
Соединим концы кривой линией DE и проведем параллельную ей прямую линию до касания с кривой в точке Р. Проекция точки на ось ординат покажет процент объема поставок группы А, а проекция точки на ось абсцисс – поставщиков группы А. Далее соединим прямой точки Р и Е и также проведем параллельную линию до касания с кривой в точке R. Проекция этой точки на оси покажет характеристики поставщиков группы В. Нераспределенная часть поставок отойдет к поставщикам группы С. Таким образом, в результате ABC-анализа получены следующие результаты
Группа |
Доля в общих поставках, % |
Доля поставщиков в общем количестве, % |
А |
60 |
28 |
В |
35 |
44 |
С |
5 |
28 |
Таким образом, 60% поставок сахарного песка осуществляют поставщики 2 и 5 (или 28% общего состава поставщиков). По отношению к этим поставщикам необходимо производить тщательный анализ выполнения договорных условий, расчетов за полученные материалы, уровня кредиторской задолженности, поскольку от взаимодействия с этими поставщиками в первую очередь зависит выполнение производственной программы и достижение финансовых результатов фабрики. При анализе поставщиков В и С необходимо помнить, что они могут являться потенциальными участниками группы А.
При использовании эмпирического метода учитывается прошлый опыт разделения поставщиков на группы. Если ранее соотношение поставщиков в группах принималось как 65:25:10, тогда результаты ABC-анализа будут соответствовать приведенному в примере расчету.
Пример
Провести ABC-анализ продукции кондитерской фабрики, используя данные выручки от реализации печенья за квартал.
Выручка по видам печенья (тыс. руб.) |
Месяцы |
Итого за квартал |
Доля в общем выпуске |
||
I |
II |
III |
|||
Сахарное |
15 542 |
20 312 |
29 954 |
65 808 |
31,66 |
Овсяное |
10 532 |
15 227 |
22 476 |
48 235 |
23,21 |
Сдобное |
7020 |
10 256 |
11 235 |
28 511 |
13,72 |
Слоеное |
4510 |
7565 |
7865 |
19 940 |
9,59 |
Песочное |
3561 |
3685 |
5647 |
12 893 |
6,20 |
Бисквитное |
5465 |
5461 |
3564 |
14 490 |
6,97 |
Глазированное |
2236 |
2801 |
3587 |
8624 |
4,15 |
Шоколадное |
2454 |
3215 |
3678 |
9347 |
4,50 |
Всего выручки |
51 320 |
68 522 |
88 006 |
207 848 |
100 |
Произведем разделение ассортимента печенья на группы. Для этого рассчитаем процент в выручке нарастающим итогом и по принятому на предприятии соотношению 50: 30: 20 выделим группы А, В и С.
Продукция |
Выручка, тыс. руб. |
Удельный вес в выручке, % |
Процент нарастающим итогом |
АВС |
Сахарное |
65 808 |
31,66 |
31,66 |
А |
Овсяное |
48 235 |
23,21 |
54,87 |
А |
Сдобное |
28511 |
13,72 |
68,59 |
В |
Слоеное |
19 940 |
9,59 |
78,18 |
В |
Бисквитное |
14 490 |
6,97 |
85,15 |
С |
Песочное |
12 893 |
6,20 |
91,35 |
С |
Шоколадное |
9347 |
4,50 |
95,85 |
С |
Глазированное |
8624 |
4,15 |
100,0 |
С |
Особое внимание менеджмента фабрики будет уделено выпуску печенья приоритетной группы А. При этом следует производить более тщательный учет продукции, контроль уровня запасов по группе, своевременность отгрузки, состояние дебиторской задолженности и т.п.
Попадание видов печенья в группу С, возможно, связано с жесткой конкуренцией на рынке или недостатками в ценообразовании. Причины этого необходимо выяснить при проведении углубленного экономического анализа выпуска и реализации продукции.
В условиях нестабильности рыночной среды АВС-анализ следует дополнять XYZ-анализом. Этот вид анализа позволяет анализировать стабильность продаж отдельных видов товаров на основе расчета коэффициента вариации (V):
где σ – среднеквадратическое отклонение;
– среднеарифметическое значение показателя.
Среднеквадратическое отклонение рассчитывается как:
где п – количество значений в статистическом ряде;
– i-e значение статистического ряда.
Среднеарифметическое значение показателя:
Распределение товаров по категориям X, Υ, Z будет производиться по следующим критериям.
Категория X – товары, характеризующиеся стабильностью продаж при коэффициенте вариации не более 10%. Колебания спроса здесь незначительны, что позволяет по этим товарам формировать оптимальные запасы и использовать инструментарий прогнозного анализа продаж.
Категория Y – товары, имеющие колебания в спросе при коэффициенте вариации от 10 до 25%.
Категория Z – товары с нерегулярным потреблением, какие- либо тенденции отсутствуют, прогнозный анализ продаж нецелесообразен. Коэффициент вариации превышает 25%. Это может быть группа товаров с разовыми выпусками по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу.
Пример
Провести XYZ-анализ продукции кондитерской фабрики по данным предыдущего примера.
Печенье Сахарное |
Выручка по месяцам |
Статистические показатели |
XYZ |
||||
I |
11 |
III |
̅x |
σ |
ν |
||
15 542 |
20 312 |
29 954 |
21936 |
5994,7 |
27,33 |
Z |
|
Овсяное |
10 532 |
15 227 |
22 476 |
16 078 |
4913,1 |
30,56 |
Z |
Сдобное |
7020 |
10256 |
11235 |
9503 |
1801,1 |
18,95 |
Y |
Слоеное |
4510 |
7565 |
7865 |
6646 |
1515,8 |
22,81 |
Y |
Песочное |
3561 |
3685 |
5647 |
4297 |
955,5 |
22,23 |
Y |
Бисквитное |
5465 |
5461 |
3564 |
48 300 |
895,2 |
18,53 |
Y |
Глазированное |
2236 |
2801 |
3587 |
2874 |
554,0 |
19,27 |
Y |
Шоколадное |
2454 |
3215 |
3678 |
3115 |
504,6 |
16,20 |
Y |
Анализ показывает, что фабрика не выпускает виды продукции, попадающие в категорию X. На это может влиять сезонность продаж, которую можно устранить рассмотренными выше методами. Увеличение периода анализа и устранение сезонной компоненты позволит получить другие результаты XYZ-анализа.