Маркетинговые логистические концепции
Основное назначение маркетинговых логистических концепций заключается в обеспечении конкурентоспособности за счет оптимизации решений в распределении продукции. Данные концепции стали широко применяться с начала 1980-х гг. Среди логистических концепций (технологий), распространенных в распределении, можно назвать DDT (demand-driven techniques/logistics) — логистику, ориентированную на спрос. Данная концепция реализована в нескольких технологиях, среди которых QR, CR и др.
Суть технологии (метода, концепции) быстрого реагирования QR (quick response) состоит в оценке спроса в реальном масштабе времени и как можно ближе к конечному потребителю. Реализация данного метода логистического управления стала возможной после появления таких информационных технологий, как электронный документооборот, штриховое кодирование, технологии электронных продаж и др. С помощью сканирования штриховых кодов программа собирает данные о реальных продажах, затем эти сведения передаются поставщикам и производителям продукции. Быстрое реагирование нацелено прежде всего на максимальное сокращение времени реакции логистической системы на изменение спроса — повышение эффективности данного метода в практике предприятий и организаций достигается за счет совершенствования информационных технологий. На основе информации о спросе формируются оптимальные уровни запасов и времени исполнения заказа.
Преимущества "быстрого реагирования" для предприятий розничной торговли и поставщиков приведены в табл. 4.2.
Технологии быстрого реагирования внедряются в такой последовательности. Сначала, на первом этапе, необходимо внедрение базовых информационных технологий: использование сканеров для сбора данных по всем единицам складского учета, штриховых кодов и применение устройства электронного обмена данными.
На втором этапе предусматривается реорганизация внутренних процессов, а именно: применение электронных коммуникаций и программ для пополнения запасов, обработка заказов малых объемов, возможный переход на поставки в точные сроки, использование технологий маркировки партии товаров и др.
Третий этап технологии быстрого реагирования сформировался под воздействием интегральных концепций, поскольку предусматривает переход на управление цепочкой поставок на основе сотрудничества сторон, ко-
Таблица 4.2. Преимущества "быстрого реагирования" для розничного продавца и поставщика[1]
Преимущества для розничного продавца |
Преимущества для поставщика |
Снижение затрат. Снижение запасов. Ускорение товарных запасов. Удовлетворение покупателей. Увеличение объемов продаж. Усиление конкурентных преимуществ |
Снижение затрат. Более предсказуемые производственные ЦИКЛЫ. Увеличение частоты заказов. Более тесные связи с розничными продавцами. Возможность отслеживать объемы продаж в розничной торговле, следовательно, лучшее прогнозирование. Усиление конкурентных преимуществ |
торые могут создавать рабочие группы для решения проблем поставок, совместно использовать данные о продажах, отсутствии и наличии запасов и планировать заказы.
Организации, добившиеся успехов в области совместного использования технологий быстрого реагирования, могут со временем перейти на логистическую технологию непрерывного пополнения запасов — CR (continuons replenishment), которая предназначена для устранения необходимости в заказах на готовую продукцию для пополнения запасов. Цель CR — разработать план поставки продукции розничным продавцам, направленный на непрерывное пополнение запасов. В соответствии с данным планом поставщик пополняет запасы розничных продавцов на основании информации о продажах, передаваемой продавцом.