Маркетинговые логистические концепции

Основное назначение маркетинговых логистических концепций заключается в обеспечении конкурентоспособности за счет оптимизации решений в распределении продукции. Данные концепции стали широко применяться с начала 1980-х гг. Среди логистических концепций (технологий), распространенных в распределении, можно назвать DDT (demand-driven techniques/logistics) — логистику, ориентированную на спрос. Данная концепция реализована в нескольких технологиях, среди которых QR, CR и др.

Суть технологии (метода, концепции) быстрого реагирования QR (quick response) состоит в оценке спроса в реальном масштабе времени и как можно ближе к конечному потребителю. Реализация данного метода логистического управления стала возможной после появления таких информационных технологий, как электронный документооборот, штриховое кодирование, технологии электронных продаж и др. С помощью сканирования штриховых кодов программа собирает данные о реальных продажах, затем эти сведения передаются поставщикам и производителям продукции. Быстрое реагирование нацелено прежде всего на максимальное сокращение времени реакции логистической системы на изменение спроса — повышение эффективности данного метода в практике предприятий и организаций достигается за счет совершенствования информационных технологий. На основе информации о спросе формируются оптимальные уровни запасов и времени исполнения заказа.

Преимущества "быстрого реагирования" для предприятий розничной торговли и поставщиков приведены в табл. 4.2.

Технологии быстрого реагирования внедряются в такой последовательности. Сначала, на первом этапе, необходимо внедрение базовых информационных технологий: использование сканеров для сбора данных по всем единицам складского учета, штриховых кодов и применение устройства электронного обмена данными.

На втором этапе предусматривается реорганизация внутренних процессов, а именно: применение электронных коммуникаций и программ для пополнения запасов, обработка заказов малых объемов, возможный переход на поставки в точные сроки, использование технологий маркировки партии товаров и др.

Третий этап технологии быстрого реагирования сформировался под воздействием интегральных концепций, поскольку предусматривает переход на управление цепочкой поставок на основе сотрудничества сторон, ко-

Таблица 4.2. Преимущества "быстрого реагирования" для розничного продавца и поставщика[1]

Преимущества для розничного продавца

Преимущества для поставщика

Снижение затрат. Снижение запасов. Ускорение товарных запасов. Удовлетворение покупателей. Увеличение объемов продаж. Усиление конкурентных преимуществ

Снижение затрат.

Более предсказуемые производственные

ЦИКЛЫ.

Увеличение частоты заказов. Более тесные связи с розничными продавцами.

Возможность отслеживать объемы продаж в розничной торговле, следовательно, лучшее прогнозирование. Усиление конкурентных преимуществ

торые могут создавать рабочие группы для решения проблем поставок, совместно использовать данные о продажах, отсутствии и наличии запасов и планировать заказы.

Организации, добившиеся успехов в области совместного использования технологий быстрого реагирования, могут со временем перейти на логистическую технологию непрерывного пополнения запасов — CR (continuons replenishment), которая предназначена для устранения необходимости в заказах на готовую продукцию для пополнения запасов. Цель CR — разработать план поставки продукции розничным продавцам, направленный на непрерывное пополнение запасов. В соответствии с данным планом поставщик пополняет запасы розничных продавцов на основании информации о продажах, передаваемой продавцом.