Маркетинговое исследование

Составной частью маркетинга является проведение социологических обследований населения, т.е. изучение страховых интересов посредством опроса семей. Такие обследования позволяют выявить мотивы различных по составу семей к заключению договоров страхования или отказу от них, определить влияние на развитие конкретных видов имущественного и личного страхования социальных, экономических, демографических, региональных и иных факторов. Целью социологических обследований является, во-первых, оптимизация страховой организацией имеющейся у нее системы видов страхования, отказ от тех, которые не пользуются спросом, совершенствование условий страхования с учетом дифференциации потребностей различных групп населения; во-вторых, выработка наиболее действенных методов пропаганды и реализации страховых услуг, улучшение взаимоотношений со страхователями при заключении договоров, получении страховых взносов и выплате страхового возмещения (страховых сумм).

В качестве объекта обследования берутся семьи как имеющие, так и не имеющие договоров страхования, что позволяет выявить структуру и пределы страхового поля.

Предмет исследования – качественные и количественные показатели, характеризующие уровень развития страхования, такие как размеры страховых сумм, величина подлежащих уплате взносов, способы и порядок их уплаты, сроки действия договоров. Все страховые характеристики рассматриваются в разрезе группировки обследуемых по демографическому, социальному и экономическому типу. Для этого собираются данные о распределении страхователей по полу, возрасту, числу членов семьи, наличию детей в семьях, уровню образования, профессии, специальности, социальному типу семьи, уровню доходов, обеспеченности имуществом, жилищным условиям.

До начала обследования иногда намечают рабочие гипотезы, которые могут определить основные направления поиска при составлении программы работы и оценить реальность тех или иных сведений. Исходная информация собирается посредством заполнения опросных листов (анкет) и обобщается для всестороннего анализа при помощи современной вычислительной техники.

Особенности маркетинга страховых услуг в современных условиях

Важнейшим направлением маркетинга в современных условиях является определение степени необходимого расширения сферы страховых услуг при переходе от административного управления к рыночной экономике. Система хозяйствования, базировавшаяся на установлении директивных плановых заданий, обязательных взаимосвязей между предприятиями различных отраслей, между производителями и потребителями на субъективной оценке "оптимальности" предписываемых правил поведения, не допускала реальной возможности возникновения рисковых ситуаций и прямых потерь в системе хозяйственных связей. Поэтому государственное страхование как один из элементов прежней системы управления ориентировалось на защиту производства и благосостояния людей лишь в случае наступления стихийных явлений природы. И в этом направлении развития страховой защиты были несомненные достижения, особенно в страховании сельского хозяйства. Вместе с тем государственное страхование оставляло за пределами своей деятельности коммерческие, хозяйственные, политические риски, поскольку их признание подрывало бы философию полной сбалансированности и скоординированности плановой экономики. В условиях перехода к рыночной экономике именно риски коммерческого, конъюнктурного характера становятся одним из главных объектов страхования. Разнообразие организационно-правовых форм предприятий в рыночной экономике обусловливает необходимость отражения их специфических интересов в условиях страхования.

При оценке возможностей страхового общества успешно действовать на рынке должны быть учтены организационные, финансовые, материально-технические и другие условия деятельности. Наличие или создание широкой периферийной сети позволяет заниматься многими видами страхования, требующими значительных трудовых затрат; тем самым могут быть вовлечены в страхование даже относительно недорогостоящие объекты. Отсутствие такой периферийной сети вынуждено ограничивать деятельность страхового общества менее трудоемкими видами страхования. Характер проводимых страховых операций во многом определяется размером уставного и запасного фондов общества; проводить страхование крупных объектов и опасных рисков могут лишь компании, обладающие значительным капиталом.

При анализе потребностей предприятий и населения в современных страховых услугах нельзя не учитывать, что денежное возмещение потерь или выплаты денежных пособий не могут в полной мере гарантировать населению удовлетворение их потребностей. В современных условиях эффективность страхования зависит от того, насколько получаемое денежное возмещение может быть материализовано в вещественные ценности, погибшие вследствие страховых событий. Это же относится и к выплатам по личному страхованию, ибо их эффективность зависит от возможности получения населением квалифицированных медицинских услуг.