Законодательная власть
Высший законодательный орган страны – двухпалатный Национальный конгресс, состоящий из Палаты депутатов (513 депутатов) и Федерального сената (81 члена). Обе палаты избираются прямым и тайным голосованием (депутаты – на четыре года, сенаторы – на восемь лет) (ст. 44).
Палата депутатов является органом общенационального представительства. Число депутатов от каждого штата пропорционально проживающему в нем населению, но не должно быть менее шести. Депутаты избираются по пропорциональной системе и правилу наибольшей средней (ст. 45).
Конституционная формула
Статья 45. Палата депутатов включает представителей народа, избираемых по пропорциональной системе в каждом штате, каждой территории и в Федеральном округе.
Параграф 1. Общее число депутатов, так же как представительство штатов и Федерального округа, устанавливается дополняющим законом пропорционально численности населения; необходимое для этого регулирование проводится в течение года, предшествующего выборам, таким образом, чтобы ни одна из единиц Федерации не была бы представлена менее чем восемью или более чем семьюдесятью депутатами.
Параграф 2. Каждая территория избирает двух депутатов.
Федеральный сенат (верхняя палата) представляет субъектов Федерации. Каждый штат, как и федеральный округ, представлен тремя сенаторами. Сенаторы избираются по мажоритарной системе на восемь лет. Каждые четыре года Сенат обновляется попеременно на 1/3 и 2/3 (ст. 46).
В разд. II "О полномочиях Национального конгресса", состоящей из двух статей – 48 и 49, законодатель закрепил обычные и исключительные полномочия парламента.
Конституционная формула
Статья 48. Национальный конгресс с санкции Президента Республики, которой не требуется для решений согласно ст. 49, 51 и 52, может издавать предписания по всем вопросам компетенции Союза, в особенности:
Ι – о налоговой системе, взимании и распределении доходов;
II – о среднесрочных планах, бюджетных директивах, годовом бюджете, кредитных операциях, публичном долге, эмиссиях с принудительным курсом;
III – об установлении и об изменении численного состава Вооруженных сил;
IV – о национальных, региональных и отраслевых планах и программах развития;
V – о границах национальной территории, воздушном и морском пространстве и имуществе, принадлежащем Союзу;
VI – о территориальных инкорпорации, подразделении и расчленении территорий или штатов после заслушивания соответствующих законодательных собраний;
VII – о временном переносе местопребывания Федерального правительства;
VIII – о предоставлении амнистии;
IX – об организации администрации, суда, прокуратуры и Публичной защиты Союза и территорий и организации суда, прокуратуры и Публичной защиты Федерального округа;
X – об учреждении, о преобразовании и об упразднении публичных обязанностей, должностей и функций с соблюдением положений п/п. "b" п. VI ст. 84;
XI – об учреждении и упразднении министерств и органов публичной администрации;
XII – о телекоммуникациях и радиовещании;
XIII – о вопросах финансов, обмена и валюты, финансовых учреждениях и их операциях;
XIV – о деньгах, пределах их эмиссии и сумме федеральных долговых обязательств;
XV – об установлении жалованья судей Федерального верховного трибунала при соблюдении предписаний § 4 ст. 39, п. II ст. 150, п. III ст. 153 и п. I § 2 ст. 153.
Статья 49. Исключительную компетенцию Национального конгресса образуют:
I – окончательное решение вопроса о международных договорах, соглашениях или актах, которые влекут обязательства или договоренности, обременяющие национальное имущество;
II – дача Президенту Республики разрешения на объявление войны или заключение мира, на согласие с проходом иностранных войск через национальную территорию или с временным их пребыванием на ней, за исключением случаев, предусмотренных в дополняющем законе;
III – дача Президенту и Вице-президенту Республики разрешения на отсутствие в стране, если отсутствие длится более пятнадцати дней;
IV – одобрение состояния обороны и федеральной интервенции, дача разрешения на объявление осадного положения или приостановление любой из этих мер;
V – прерывание действия нормативных актов исполнительной власти, которые выходят за рамки регламентарной власти или границы законодательной делегации;
VI – временное изменение своего местопребывания;
VII[1] – установление одинакового жалованья для федеральных депутатов и сенаторов при соблюдении предписаний п. XI ст. 37, § 4 ст. 39, п. II ст. 150, п. III ст. 153 и п. I § 2 ст. 153;
VIII – установление жалованья Президента и Вице-президента Республики и государственных министров при соблюдении предписаний п. XI ст. 37, § 4 ст. 39, п. II ст. 150, п. III ст. 153 и п. I § 2 ст. 153;
IX – ежегодная оценка счетов, представляемых Президентом Республики, и оценка отчетов о выполнении правительственных планов;
X – надзор и контроль непосредственно или через какую-либо из своих палат за актами исполнительной власти, включая акты косвенной администрации;
XI – слежение за нерушимостью своей законодательной компетенции со стороны других властей при осуществлении ими своих нормотворческих полномочий;
XII – оценка актов по предоставлению или обновлению концессий вещателям радио и телевидения;
XIII – выборы двух третей членов Счетного трибунала Союза;
XIV – одобрение инициатив исполнительной власти, относящихся к деятельности в области ядерной энергии;
XV – дача разрешения на проведение референдума, назначение плебисцита;
XVI – дача разрешения на проведение на землях коренных народов разведки и использования гидроресурсов и исследования и разработки минеральных богатств;
XVII – предварительное одобрение отчуждения или сдачи в концессию публичных земель в качестве зон площадью свыше двух тысяч пятисот гектаров.
Кроме того, Палата депутатов или Федеральный сенат, а также какая-либо одна из комиссий этих палат могут вызывать государственных министров или какое-либо из должностных лиц из органов, непосредственно подчиненных Президенту Республики, для того, чтобы они лично представили информацию по заранее определенным вопросам; неоправданное отсутствие министров образует состав преступления, квалифицируемого как злоупотребление властью (ст. 501).
Государственные министры могут явиться в Федеральный сенат, Палату депутатов или в какую-либо из их комиссий по собственной инициативе, по соглашению с соответствующим президиумом палаты для того, чтобы изложить проблемы своего министерства (§ 1 ст. 501).
Президиумы Палаты депутатов и Федерального сената могут обращаться с письменными требованиями к государственным министрам или лицам, упомянутым в основной части настоящей статьи, о предоставлении информации; отказ, оставление требования без ответа или предоставление ложной информации образуют состав преступления – злоупотребление властью (§ 2, ст. 501).
Каждая из палат Национального конгресса обладает, кроме того, собственной компетенцией.
Конституционная формула
Статья 51. К исключительной компетенции Палаты депутатов относится:
I. Уполномочие большинством двух третей голосов своих членов начать процесс в отношении Президента или Вице-президента Республики и государственных министров;
II. Проверять данные в отношении отчетов Президента Республики, когда они не были представлены в Национальный конгресс в шестидесятидневный срок после открытия законодательной сессии;
III. Принятие своего внутреннего регламента;
IV. Установление своей организации, деятельности, своей полиции, введение, преобразование или упразднение постов, должностей и функций в своих службах и установление соответствующих вознаграждений при соблюдении параметров, установленных законом о бюджетных директивах.
Статья 52. К исключительной компетенции Федерального сената относится следующее.
I. Проведение судебного процесса и осуждение Президента и Вице- президента Республики в случаях совершения ими преступления, квалифицируемого как злоупотребление властью, и государственных министров – за совершение ими преступлений такого же характера;
II. Проведение судебного процесса и осуждение судей Федерального верховного суда, Генерального прокурора Республики и Генерального адвоката Союза за преступление квалифицируемого как злоупотребление властью;
III. Предварительное утверждение тайным голосованием после проведения публичных обсуждений отбора:
a) магистратов в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;
b) судей Счетного трибунала Союза, назначаемых Президентом Республики;
c) губернаторов территорий;
с!) председателя и директоров Центрального банка;
е) Генерального прокурора Республики;
О других должностных лиц, указанных дополняющим законом.
IV. Предварительное утверждение тайным голосованием после проведения публичных обсуждений отбора глав постоянных дипломатических миссий;
V. Уполномочие на проведение внешних операций финансового характера, в которых заинтересованы Союз, штаты, Федеральный округ и муниципии;
VI. Установление по предложению Президента Республики совокупных пределов консолидированного долга Союза, штатов, Федерального округа и Муниципий;
VII. Установление совокупных пределов и условий внешних кредитов Союза, штатов, Федерального округа и муниципий, их автономных единиц и других единиц, контролируемых органами федеральной государственной власти;
VIII. Установление пределов и условий субсидий под гарантии Союза в отношении внешних и внутренних кредитных операций;
IX. Установление совокупных пределов и условий в отношении размера обязательств, предметом которого является движимое имущество штатов. Федерального округа и муниципий;
X. Прекращение исполнения, полностью или частично, законов, объявленных неконституционными окончательным решением Федерального верховного суда;
XI. Принятие абсолютным большинством голосов и тайным голосованием официальной отставки со своего поста Генерального прокурора Республики до окончания срока его полномочий;
XII. Принятие своего внутреннего регламента;
XIII. Установление своей организации, деятельности, своей полиции, введение, преобразование или упразднение постов, должностей и функций в своих службах и установление соответствующих вознаграждений в соответствии с параметрами, установленными законом о бюджетных директивах.
Бразильский парламент работает в сессионном порядке: ежегодно он собирается на две сессии. В ряде случаев палаты заседают совместно – при открытии регулярной сессии, при выработке регламента совместно заседающих палат и его изменении, при получении посланий президента, при рассмотрении вопроса о вето президента на законопроект.
Законодательная инициатива принадлежит членам палат Конгресса, президенту, Федеральному верховному суду, высшим трибуналам, Генеральному прокурору и гражданам Республики в случаях и по предметам, предусмотренным Конституцией. Законопроекты по некоторым вопросам (например, об организации федеральной администрации) и проекты делегирующих законов могут быть внесены только президентом. Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в Палату депутатов по меньшей мере 1/100 национального электората, одновременно представляющего не менее пяти штатов.
В ст. 59 изложен законодательный процесс.
Конституционная формула
Статья 59. Законодательный процесс включает разработку:
I. Поправок к Конституции;
II. Дополняющих законов;
III. Простых законов;
IV. Делегирующих законов;
V. Временных мер;
VI. Законодательных декретов;
VII. Резолюций.
Параграф единственный. Дополняющий закон включает в себя разработку, редактирование, внесение изменений и кодификацию законов.
Обсуждение и голосование законопроектов, которые являются инициативой президента, Федерального верховного суда и судов высшей инстанции, начинается в Палате депутатов. Законопроект, одобренный одной из палат, рассматривается другой палатой и в случае одобрения направляется для промульгации, а в случае отказа – отклоняется. Если в законопроект вносятся поправки, его возвращают в первоначальную палату.
После принятия закона возможно его обжалование по мотивам неконституционности, а у президента есть право вето, которое он использует в течение 15 дней до промульгации. Национальный конгресс может преодолеть президентское вето в 30-дневный срок абсолютным большинством голосов депутатов и сенаторов на совместном заседании палат.
Палаты Национального конгресса (раздельно и совместно) образуют расследовательские комиссии. Палата представителей или Федеральный сенат, так же как и любой их комитет, могут пригласить министра страны для предоставления заранее определенной информации, а его отсутствие без уважительной причины влечет уголовное преследование.
Парламент взял на себя также функцию изменения Конституции. Так, Основной Закон страны может быть изменен по предложению:
– по меньшей мере третьей части членов Палаты депутатов или Федерального сената;
Президента Республики;
– более половины законодательных собраний единиц Федерации, каждое из которых должно высказываться относительным большинством своих членов.
Конституционная формула
Статья 60
Параграф 1. Конституция не может изменяться во время действующих федерального вмешательства, состояния обороны или чрезвычайного положения.
Параграф 2. Предложение обсуждается и голосуется в каждой из Палат Национального конгресса в два тура и рассматривается как принятое, если оно получило в каждом из обоих туров три пятых голосов соответствующих членов.
Параграф 3. Поправка к Конституции промульгируется президиумом Палаты депутатов и Федерального сената под своими номерами в соответствующем порядке.
Параграф 4. Не могут быть предметом рассмотрения какого-либо предложения поправки, ведущие к упразднению:
I. Федеративной формы государства.
II. Прямого, Тайного, всеобщего и периодически проводимого голосования.
III. Разделения властей.
IV. Личных прав и гарантий.
Параграф 5. ОГЛАВЛЕНИЕ какого-либо предложения отвергнутой поправки или поправки, признанной недействительной, не может быть предметом новой поправки в течение одной и той же законодательной сессии.
Особенность выборов бразильских сенаторов в том, что вместе с сенатором избираются два его заместителя (первый вице-сенатор и второй вице-сенатор).
Вице-сенаторы не входят в состав Федерального сената, не голосуют, но помогают сенатору в его работе, замещают его, встречаются с избирателями, а в случае смерти или отставки сенатора автоматически занимают его место (но той же схеме, как вице-президент становится президентом).